Вооо... И я так понимаю, что отчуждение — это когда насовсем.
По сабжу - всякое бывает. Часто бывает, что и вовсе ничего не заключается, а просто по договоренности и взаимопониманию. Но лучше настаивать на лицензии. Есть, конечно, логичные исключения.
Было, причем и такое, когда клиент на удивление сам такой предложил.
Но обычно по умолчанию издательства дают договор об отчуждении прав. А там уже как договоритесь. Их тоже можно понять: издательство, даже периодика, желают быть уверенными в том, что заказываемая иллюстрация будет использована только ими, даже если один раз.
Но бывают и грустные исключения, был у меня и такой опыт, когда вроде бы периодическое издание, заказав работы по договору с отчуждением, затем стало не только издавать разнообразную продукцию с ними (на что, конечно, юридически имеет право), но и предлагать эти работы третьим лицам за цену, втрое выше размера некогда моего гонорара (на что, опять же, чисто юридически право имеют).
Было, причем и такое, когда клиент на удивление сам такой предложил.
Но обычно по умолчанию издательства дают договор об отчуждении прав. А там уже как договоритесь. Их тоже можно понять: издательство, даже периодика, желают быть уверенными в том, что заказываемая иллюстрация будет использована только ими, даже если один раз.
Но бывают и грустные исключения, был у меня и такой опыт, когда вроде бы периодическое издание, заказав работы по договору с отчуждением, затем стало не только издавать разнообразную продукцию с ними (на что, конечно, юридически имеет право), но и предлагать эти работы третьим лицам за цену, втрое выше размера некогда моего гонорара (на что, опять же, чисто юридически право имеют).
Эльдар, скажите, пожалуйста, если бы Вы точно знали, что издательство заказывает иллюстрации с прицелом на дальнейшую многоразовую перепечатку и перепродажу, то сейчас какие условия выставляли бы? Только лицензия? Понятное дело, что цена является самым существенным фактором, какую наценку на основную стоимость в % при выкупе прав навсегда?
Нет разницы какой Вы заключаете договор - лицензионный или авторский, и то и другое может иметь срок ограничения по периоду использования или может быть бессрочным.
Но остаётся открытым вопрос наценки при передаче прав навсегда. Уже высказывались мнения, что с этим всё плохо, но хочется услышать, какую наценку художники считают справедливой в такой ситуации.
В моей практике такое условие принимали заказчики - физ. лица. + 30-50 % к сумме договора. Иногда я оставляю за собой права на персонажи. Это удобно в тех случаях, когда использовать самостоятельно в дальнейшем рисунки целиком явно проблематично, а вот какие-нибудь зайки-фейки могут пригодиться (... чтоб 2 раза не бегать(с))
Для продавца разницы нет, для покупателя есть какая-то процессуально-процедурная разница в полномочиях и налоги по-разному начисляются, если не ошибаюсь.
Виктория, здесь был вообще анекдот. На всякий случай, я отвечаю на вопрос "Эльдар, скажите, пожалуйста, если бы Вы точно знали, что издательство заказывает иллюстрации с прицелом на дальнейшую многоразовую перепечатку и перепродажу, то сейчас какие условия выставляли бы?"
***
А дело в том, что примерно спустя год или два та же организация обратилась снова ко мне за еще одной серией подобных работ. Наученный, так сказать, горьким опытом, я предложил условия: увеличить гонорар и уже на сей раз договор использовать лицензионный. Нельзя сказать, что ответа я не получил: артдиректор (который, кстати, хороший человек и здесь не при чем) ответил, что передал мои пожелания Главному редактору и предложил подождать ее решения. Больше никаких ответов не последовало, но потом, спустя время, я узнал, что главред удалила меня из друзей на Фейсбуке (а мы были в друзьях), а вся история теперь в некотором круге лиц подается как "скандал". Ну и вот недавно пришла "весточка с полей", что организация вышеупомянутая сама предлагает ограниченные лицензии на эти работы, но по цене втрое выше той, что мне некогда была выдана в виде гонорара)). Конечно, претензий к ним не может быть: все в рамках закона.
Да уж такой анекдот(((. Один редактор даже заявил мне, что зарубежные издательства предлагают недорогие лицензии, что типа их полно, а среди наших художников выигрывает тот, кто рисует быстро и не выставляет требования за исключительные права... Мой вопрос: А ЧТО ОН ВЫИГРЫВАЕТ?! Ответа не было.
может задуматься и постараться не зависеть полностью от прекрасного заказа на книжку, чтобы не содействовать и дальше этой порочной практике, иметь возможность диктовать свои условия и вернуть уважение к иллюстратору и его труду?
Мысли о том, насколько разнообразны варианты использования издательством готовых иллюстраций и их частей, приходят к начинающим иллюстраторам не сразу. А новичков издательства "ловят" на желание начать работать в этой области. В блогах об авторских договорах много хорошей информации, но было бы здорово отдельный предупредительный пост создать, потому что иначе как лохом себя не и чувствуешь, видя как рисунки, купленные по стоимости затраченного рабочего времени дербанят и пускают в новый путь продаж.
Так что в юридическом смысле с одной стороны я могу оспорить любое использование, а в человеческом смысле не буду наезжать попусту. Просто на словах предупрежу, какой вариант мне не понравится и может повлечь неприятные телодвижения с моей стороны.
С отчуждением исключительных прав на определенный срок чаще всего. Максимум на 5 лет.
Большое спасибо!
Лен, вроде отчуждение прав, это когда совсем насовсем)
а так должна наверное быть исключительная лицензия на определённый срок ну или неисключительная...
только кто их разберёт с их тонкими формулировками и ухищрениями
Вооо... И я так понимаю, что отчуждение — это когда насовсем.
По сабжу - всякое бывает. Часто бывает, что и вовсе ничего не заключается, а просто по договоренности и взаимопониманию. Но лучше настаивать на лицензии. Есть, конечно, логичные исключения.
Благодарю, Эльдар!
Никогда не заключала договор на основе лицензии.
У Вас уже был опыт?
послушаю
Тоже послушаю
Тоже послушаю
забирают права, перепродают всем, кому возможно,
делают интерактивные книги, открытки.
художникалошару побоку
может задуматься и постараться не зависеть полностью от прекрасного заказа на книжку, чтобы не содействовать и дальше этой порочной практике, иметь возможность диктовать свои условия и вернуть уважение к иллюстратору и его труду?
Мысли о том, насколько разнообразны варианты использования издательством готовых иллюстраций и их частей, приходят к начинающим иллюстраторам не сразу. А новичков издательства "ловят" на желание начать работать в этой области. В блогах об авторских договорах много хорошей информации, но было бы здорово отдельный предупредительный пост создать, потому что иначе как лохом себя не и чувствуешь, видя как рисунки, купленные по стоимости затраченного рабочего времени дербанят и пускают в новый путь продаж.
Обычно договариваемся устно и полюбовно.
Так что в юридическом смысле с одной стороны я могу оспорить любое использование, а в человеческом смысле не буду наезжать попусту. Просто на словах предупрежу, какой вариант мне не понравится и может повлечь неприятные телодвижения с моей стороны.