СКАЗОЧНЫЙ МИР ВИКТОРА ЧИЖИКОВА

Main original

Виктор Александрович Чижиков — народный художник России. Родился в семье
служащих 26 сентября 1935 года в Москве.

Закончив московскую среднюю школу № 103 в 1953 году, поступил в Московский
полиграфический институт, художественное отделение которого закончил в 1958 году.

В 1952 году, будучи учеником средней школы, начал работать в газете
«Жилищный работник», где получил первый опыт работы карикатуриста.

С 1955 года работает в журнале «Крокодил», с 1956 — в «Веселых картинках»,
с 1958 — в «Мурзилке», с 1959 — в «Вокруг света».

Работал также в «Вечерней Москве», «Пионерской правде», «Юном натуралисте»,
«Молодой гвардии», «Огоньке», «Пионере», «Неделе» и других периодических изданиях.

С 1960 года иллюстрирует книги в издательствах «Малыш», «Детская литература»,
«Художественная литература» и др.



Как-то так получилось, что в 50 художественных мастерских у Белорусского вокзала на одном этаже оказались рядом друг с другом лучшие книжные и журнальные художники г. Москвы. Это в первую очередь заслуга Союза журналистов СССР сумевшего выбить рассрочку при строительстве кооперативных мастерских для
художников — членов Союза журналистов. Мы все были несказанно рады когда оказались в нормальных творческих условиях и никто не мог сделать нам замечание за разбросанные по полу бумаги и горы окурков в пепельнице и в плане «прозрачной глупости», по выражению Шукаева, была полная нам амнистия.
Алимов,
Монин,
Лосин,
Перцов,
Чижиков,
Скобелев,
Елисеев,
Жутовский,
Литвинов,
Стацинский,
Воробьев,
Шукаев,
Голицын,
Мочалов,
Пинкисевич,
Вуколов
и еще большое число одаренных и работающих в печати мастеров. Вот неполный список художников оказавшихся вместе на одном этаже. Это было просто удачей оказаться в такой творческой среде в среде таких выдающихся мастеров.

Рискну утверждать (сейчас закидают тапочками) что в условной гротесковой стилистике В.Чижикова для восприятия ребенка больше мира сказки, чем в стерильной и огламуренной картинке.

Сomments37
avatar

плюс и кусок моего сердца здесь оставлю

4 December 2012, 17:19
avatar

:) +

4 December 2012, 17:26
avatar

+++

4 December 2012, 18:28
avatar

Любимейший художник с раннего детства.

4 December 2012, 18:49
avatar

моя любимая с детства книжка:)

4 December 2012, 20:19
avatar

Отличный художник

4 December 2012, 20:38
avatar

Чижиков — «наше всё»! Великий художник! Любимый художник!

4 December 2012, 20:44
avatar

!

4 December 2012, 20:59
avatar

+++)

4 December 2012, 21:39
avatar

Самый любимый художник! Его коты просто потрясающие!

4 December 2012, 22:19
avatar

+++!!!

4 December 2012, 22:23
avatar

Хорошие добрые иллюстрации! Спасибо!-)

4 December 2012, 22:28
avatar

Экстра-класса художник. Здоровья ему. За одного Мишку надо памятник при жизни поставить!

4 December 2012, 22:36
avatar

Глеб Георгиевич, редко кто сейчас думает о ребёнке…

всё очень жестко и жестоко, художник хочет продаться(чтобы кушать), а издатель продать, а, как уже говорилось, покупатели в основной массе мамочки, всякие-разные — вот картинки и огламурились…)))

может наедятся когда, захочется чего-нибудь другого… сейчас только рынок диктует, а не помыслы «о чём то большем»

у каждого времени свои приметы…

4 December 2012, 23:33
avatar

Не могу согласиться.

И раньше о ребенке как таковом никто не думал, и впредь. Художник реализует себя в первую очередь, свое видение. А дети, как и взрослые, все разные — одному нравится одно, другому другое, мальчикам то, девочкам это, и не все девочки одинаковы, и не все мальчики, и в разной среде растут, и одарены по разному и т. д.

И точно так же как сейчас в гламуре, раньше можно было предъявить свое, как минимум — отсутствие гламура. Раз такой спрос, значит он не с потолка, а значит это есть в людях и при отсутствии возникает дефицит. Кто решил и на каком основании что вон то лучше вон того? И то грамотно в профессиональном отношении, и это. Хуже-лучше — это критерии вкуса, а не качества и правильности.

Нормальный рынок не тот где «якобы всё правильное» (никто не свободен от вкусовщины), а где есть многое, совершенно по разному поданное, совсем по разному решено, у каждого свое видение, свои вкусы, постулаты, язык, манера, стиль, которые каждый может аргументировать, какими бы противоположными по форме они ни казались, но желательно, чтобы основная масса предлагаемого была грамотная, не опуская уровень культуры ниже плинтуса. А в понятие культуры входит и «школа», знание, владение ремеслом.

4 December 2012, 23:45
avatar
Елена Атаева
MasterWind (Сергей Логинов)
0

Серёжа, хорошая тема для диссертации, с глубоким исследованием предмета))) особенно критерии вкуса разных слоёв и разной среды)))) богу богово так сказать… одним картошка — другим не знаю что придумайте сами…

но враньё, что мы с разных планет, просто кому то нужно именно ЭТО в нас культивировать

и я совсем не против гламура, я против безвкусицы и бездарности…

я за школу, за хорошо оплачиваемый упорный труд и талант, за профессионализм в критике, за отсутствие вкусовщины у профессионала, за то чтоб о ребёнке всё же думали)))

но мы все так несовершенны в основной массе, что наблюдаешь постоянно в различных диалогах в блогах и в отделе работа, все похожи на свору гончих, или огрызающихся зверей… и это взрослые люди, не подростки вроде с бушующими гормонами… так что действительно остаётся только думать, что «…и впредь…»

в общем, разговор и шёл то об основной массе, которая определяет…

5 December 2012, 01:18
avatar

При чем здесь «с разных планет», Лен? :)) Хотя, вкусы могут отличаться до «с разных планет» разумеется. Одни млеют от Шагала, других на рвоту тянет — кто возьмет на себя труд определить кто из этих двоих правильнее? Что мы понимаем под «безвкусицей»? Вкус даже в одно время и в одной среде разный — одним нравится рококо, а другим хай-тэк — рококо хуже или лучше хай-тэка?

Отсутствия вкусовщины в любой среде невозможно избежать. Ее мнимое отсутствие — когда человек все-таки в первую очередь оперирует профессиональными (и нравственными) понятиями, допуская и то что «ближе» (по вкусу) и то что «дальше», вплоть до «вовсе не в моем вкусе», но профессиональная оценка позволяет этому быть.

А учитывая что ничто не стоит на месте, искусство в том числе, даже на уровне школы, не говоря о формах — один и тот же постулат школы, в равной степени соблюденный, может выражаться в совершенно разных формах, композиционном, цветовом, пластическом и пр. решении, вплоть до формальной противоположности. Это не говоря о «предметно-пространственной связи», когда каждый художник находит свой язык для той среди, в которой он живет, который актуален именно для нее, а не для «вчера».

Поэтому, не всё то что было хорошо вчера (оставаясь таковым в истории искусства), хорошо (современно в языковом отношении) сегодня.

5 December 2012, 02:08
avatar
Елена Атаева
MasterWind (Сергей Логинов)
0

считаю, что у профессионала, даже если «не в моём вкусе», хватит мозгов, чтобы отличить имитацию от настоящего, и не пропустить мимо настоящую находку, разглядев неординарного мастера

5 December 2012, 02:43
avatar

опыт и история говорят о другом)))

во всех областях искусства

и прямо сейчас, рядом, тоже))))

5 December 2012, 03:42
avatar

Спасибо за статью, очень интересноhttp://www.labirint.ru/books/353205/ как раз вышло подарочное издание, это комплект из 3х книг с иллюстрациями Чижикова (Кэрролл, Чуковский, Волков).

5 December 2012, 02:18
avatar

Спасибо.

5 December 2012, 05:45
avatar

Обожала в детстве его рисунки!!! Да и сейчас…. :-)))

5 December 2012, 06:39
avatar

Виктор Чижиков мой самый любимый художник.

И самый любимый художник моих детей и детей моих друзей.

5 December 2012, 08:39
avatar

Как я люблю Чижикова!))) Была в мастерской у Белорусского… у С. А. Алимова… лет 30 так назад, а помню. Он сказал — иди, учись, девочка))

5 December 2012, 12:15
avatar

Рискну дополнить статью историей, взятой из книги карикатур Чижикова «Мастера советской карикатуры» Изд. «советский художник» 1975 г., там два цикла «Великие за партами» и «Веселая история»

» В начале пятидесятых годов на пороге нашей мастерской появился юноша с большим чемоданом в руках. Это был ученик девятого класса Витя Чижиков. Он открыл свой чемодан, и мы увидели, что он набит политическими карикатурами. Витя спросил:

-Карикатурист из меня получится?

Нам тогда трудно было ответить на этот вопрос, хотя размеры чемодана обнадеживали. сейчас, когда у него за плечами двадцать лет работы в журнале «Крокодил», мы с уверенностью говорим:

-Да, карикатурист получился! И очень хороший» Кукрыниксы

Это еще и к слову о том, как стать иллюстратором и каким должно быть портфолио:)))

5 December 2012, 14:11
avatar

Иллюстрации к книге «Площадь картонных часов» — это синоним детского сада и начала школы в моей жизни… я был, и до сей поры очарован этими иллюстрациями!!!

5 December 2012, 17:05
avatar

Красиво…

5 December 2012, 18:37
avatar

замечательный художник, и все остальные перечисленные тоже. там на Белорусском была еще мастерская Иосифа Михайловича Гурвича. живописец правда, не иллюстратор, но в полиграф нас хорошо готовил.

5 December 2012, 18:58
avatar
Елена Атаева
ольга барвенко
0

а меня когда-то в полиграф не взяли на заочное, сказали на апелляции: «не надо карикатуры рисовать» (к Тёркину иллюстрации)… а потом долго утешали всей комиссией словами, что в следующий раз у меня обязательно получится, потому что я на апелляцию то шла в надежде, что это не мне пары поставили, и что войду сейчас в аудиторию, а там вовсе и не моё… потому и сказать то мне им было нечего))))) вспоминаю и смешно сейчас

5 December 2012, 20:04
avatar
ольга барвенко
Елена Атаева
0

ну сейчас-то смешно, там вообще при поступлении мутные процессы происходили и было неприятно очень. как-то на кафедре русского языка кого-то посадили за взятки, моя подруга из Белоруссии тогда поступила блестяще на РИФ. я несколько лет поступала

5 December 2012, 20:14
avatar
Наталья Павлушина
ольга барвенко
0

Ой, даже не напоминайте все эти ужасы поступления…. :-((((вернее, непоступления….

5 December 2012, 20:16
L

+++++

5 December 2012, 19:00
avatar

А я предпочитаю гламур, для меня это слишком примитивно

5 December 2012, 20:34
avatar
Динара Загрудинова
Ирина Егорова (Irch@)
0

Гхм (подавилась), а как Вы относитесь к Бидструпу? Тоже примитивен?

5 December 2012, 23:41
avatar
Ирина Егорова (Irch@)
Динара Загрудинова
0

Никаких параллелей:-)

6 December 2012, 12:39
avatar

работы у него простые, но по детству помню, что — нравились — всё понятно — по персонажам и ролям разобрано, детальки всегда интересные и полное погружение в сказочный мир, когда в виде целой книги. У меня была книжка — «Аля, Кляксич и буква, А» — очень нравилась — это — неотъемлемая часть моего (в полном смысле слова) —

Счастливого Детства —

которое у меня — БЫЛО

6 December 2012, 05:10
avatar

Спасибо Всем за участие!

6 December 2012, 13:47