НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ РЕРИХ /1874--1947/
Художник Николай Константинович Рерих родился в Петербурге
10 октября (27 сентября) 1874 года в дворянской семье.
Его отец — коренной петербуржец юрист Константин Федорович
Рерих (1837–1900), мать — псковитянка Мария Васильевна,
урожденная Калашникова (1845–1927). В семье, кроме Николая,
было еще трое детей — сестра Людмила и младшие братья Борис и
Владимир.
Ранние впечатления детства — дом на Васильевском острове,
летние поездки в город Остров Псковской губернии и в
загородное имение Извара под Петербургом, рассказы отца и
деда о предках старинного скандинавского рода Рерихов,
пейзажи Русского Севера — все удивительным образом, словно
в фокусе, собралось в душе и памяти будущего художника.
Творчество Николая Константиновича Рериха —
явление исключительное в истории русского и мирового искусства.
Его полотна притягательны своеобразием тем и сюжетов,
их поэтичностью, глубоким символизмом. В 1900 году Рерих едет в
Париж, где посещает студию известного художника и
педагога Ф. Кормона. Оставаясь верным своим темам и сюжетам
(в Париже он продолжает работу над Славянской серией), но,
используя опыт новых французских художников, Рерих овладевает
цветом и рисунком.
Яркая жизнь Рериха подобна удивительной
легенде. Начав свой путь в России, пройдя Европу и Америку, он
закончил его в Азии. По воспоминаниям художника Святослава
Николаевича Рериха об отце, это был человек «с ясным и
задумчивым лицом. Его фиолетово-синие глаза временами могли
становиться совершенно темными. У него всегда был спокойный
голос, он никогда не повышал его, и все выражение его лица
отображало ту удивительную выдержку и самообладание, которые
являлись основой его характера. Это было спокойствие
незаурядного человека, серьезного и приветливого, вдумчивого,
с замечательно острым чувством юмора.
Спасибо!
Сотрудничаем с Музеем Рериха в Новосибирске — там и люди работают очень хорошие…..
Когда-то любил, особенно ранние работы Рериха.
Но потом, в 90-х годах, когда в городах стали появляться секты Рериха и Блаватской, обхожу этого художника стороной.
Разговаривал с буддистами, они тоже Рериха обходят стороной, не принимают за своего.
У неоязычников (в работах С. Т. Алесеева), Николай и Елена Рерих это темные личности, которым не открылся путь в Шамбалу, по причине принадлежности к темным силам.
В христианском православии, работа А. Кураева «Сатанизм для интеллигенции» (о рериховцах), тоже говорит о том, что мир Рериха — это прелесть, т. е. двойная лесть, за которым стоит смерть души.
Да, тоже об этом слышал. Вообщем чертовщина присутствует во всём этом)
К нам в Смоленск с выставкой Рериха как-то приезжали. Ходила, в общем понравилось. В подлинниках краски совсем по другому звучат, особенно в его горных пейзажах — чисто и свежо.Кое-что из открыточек-календариков для себя прикупила. Дополню Ваш пост, Глеб Георгиевич, своими запасами, даже еще из старого «Огонька» репродукции сохранились. Да и — Рерих для Смоленщины, чай, не чужой)) — гостил у Марии Клавдиевны Тенишевой, работал здесь, в Талашкино.
А вот и Спас Нерукотворный — мозаика по эскизу Рериха на усыпальнице во Фленове.
Наконец-то занялись реставрацией:http://smolensk.rfn.ru/rnews.html?id=14567
Как далеко!..
К Рериху с детства неравнодушен. У нас в Нижнем приличное собрание. Н. К. Максиму Горькому подарил ряд работ, а тот передал в музей (причем последний безобразно с картинами обращался, реставраторы говорили чуть ли не пинал их… Остались сильные вмятины на холстах и кракелюры, это на темперной-то живописи…).
Но я не об этом. Есть очень интересная приемственность российских художников-миллионеров. Еще немного мистики…
Началось с Айвазовского, при чуть выше среднего живописном таланте обладал он просто фантастическим талантом к деланию денег. Чего стоит хотя бы история с фотографиями, описанная Сергеем Образцовым: — За каждым званым ужином гостям вместе с десертом подавалась картинка: — фото маэстро за мольбертом, а в раму вставлена крошечная акварелька, где мэтр только блички и подпись собственноручно ставил, остальное учениуи мазали. После такого подарка любой просто долгом считал работу действительного тайного советника приобрести (кстати он единственный из русских художников получил высший чин Российской империи).
Его ученик, которого он на улице нашел, нищий греченок — Архип Иванович Куинджи заработал миллионы на скупке крымских земель. Причем % 70 соего капитала после смерти завещал в «Фонд поддержания художеств», эти капиталы после революции перешли к Луначарскому практически нетронутыми, и тот достаточно дельно ими распорядился.
Ну и Николай Константинович, ученик Архипа Ивановича так же немало с коммерцией приуспел.
Надо отдать всем троим должное — они были альтруистами, и много, часто тайно, молодым живописцам помогали…
Бабло побеждает зло…
А из работ Н.К. мне больше поздние этюды нравятся. Работы сына — Святослава, тоже. Многие кислую мину делают при упоминании его работ, дескать на детях природа отдыхает, но я считаю он интереснейший и самобытный художник. Тень отца его не затмевает. А насколько интересна его манера темперной живописи…? (если кто вживую видел).
Рериху приписывают авторство дизайна сегодняшнего доллара. Еще известно, что его сильно недолюбливал Савва Мамонтов — считал его живопись неискренней и надуманной. А Савве, согласитесь, было с чем сравнивать. Да и во вкусе ему не откажешь.
зы: плюс теме
Савва имел ввиду ранние работы, те в которых Н.К. еще только подбирался к своей манере. У Куинжи же он был один из лидеров курса, сам мэтр его выделял, а было из кого: Пурвит, Рылов…
Ну и какое нам, художникам, дело до того, что говорят о нём буддисты, неоязычники и тем более Мамонтов? Рерих- классный, сильный художник. Спокойно полюбуемся, поучимся и не будем грузиться оккультно-теологическими проблемами.
+++
+!
+