Владимир Панов. Работа над иллюстрацией

Недавно мне довелось участвовать в жюри детского конкурса на иллюстрацию к любимой сказке. Ребята, получив бумагу, краски, сразу же приступили к делу. Я спросил одного мальчика, к какой сказке он выполняет иллюстрацию, а были уже нарисованы небо и солнце. Его ответ меня поразил: «Я еще не решил».
Вряд ли стоило бы вспоминать этот курьезный случай, если бы он не был типичным. Ведь большинство юных художников начинают рисовать раньше, чем обдумают тему. Отсюда и распространенное явление - называть работу после того, как она закончена. Нарисует девочка красавицу с распущенными волосами, в бальном платье, в кружевах и думает, что же у нее получилось: Золушка, королева Марго или Татьяна Ларина?
Иллюстрация - интереснейший вид искусства, но и необычайно трудный, ведь от художника требуются разнообразные знания, решение всевозможных задач, способность к перевоплощению, фантазия, богатое воображение и умение внимательно читать, не говоря уж об умении выразить все это художественно убедительно на бумаге. Вот поэтому-то без четкого, последовательного плана невозможно добиться успеха. У каждого художника свой творческий метод, который вырабатывается в результате учебы, практического опыта, мировоззрения, принципов отношения к искусству и ряда личностных качеств.
Сегодня поговорим о системе решения задач, стоящих перед художником-иллюстратором. Ее придерживается широкий круг профессионалов, на нее опираюсь и я в своей практике. Основной принцип — разделение сложной многоплановой работы при иллюстрировании на ряд последовательно решаемых частных задач и объединение их в целое. Как при постройке дома подводят коммуникации, закладывают фундамент, подвозят стройматериалы, строят леса и только после этого возводят здание, так и в творчестве художника серьезная подготовка обеспечивает успех.
Работа над иллюстрацией делится на две большие части: режиссуру и исполнение - что будет изображено и как.
Из чего же складывается первая? Художника-иллюстратора можно сравнить с режиссером-постановщиком кино или театра. Уж очень много общего в этих профессиях. Начинается все с авторского текста, сценария, прочитав который он решает, какие моменты будет изображать, и выстраивает зрительный ряд (это относится к работе над всей книгой, сейчас же речь идет об одной иллюстрации).
Затем нужно предельно конкретизировать изображение на рисунке и в соответствии с планом пригласить «актеров-исполнитилей», то есть придумать образы действующих лиц.
Здесь важно решить: какой герой, высокий или низкорослый, полный или худой, какова его прическа, как он держится, жестикулирует, ходит — согнувшись или подняв голову. На все эти вопросы художник отвечает, рисуя по воображению или с натуры. Чем больше индивидуальных черт у героя, тем живее будет образ.
Нельзя забывать одно из правил иллюстрации: об авторской заданности образа. Образ, создаваемый художником, не может противоречить авторским характеристикам. Если в тексте говорится, что герой толст, лыс, с усами,— художник не имеет права это игнорировать. Другое дело, если у автора нет конкретных указаний, тогда художник свободен в решении персонажей.
Действующие лица иллюстрации должны быть одеты в костюмы, принадлежащие к определенной эпохе и социальной среде. Плащ или шуба, сюртук или фрак, рубаха или сарафан, сапоги или лапти, цилиндр или картуз, модное платье или рубище - важная деталь создаваемого образа.
Теперь «художнику-режиссеру» понадобятся декорации и реквизит. Нужно точно определить, как выглядели место описываемых событий и предметы, окружающие героев; где происходит действие, на природе или в помещении, в какое время года, дня. Одни предметы должны быть обязательно отражены, другие помогут добавить живые штрихи к характеристике. С изображением одежды и предметов современного быта проще, их можно увидеть в жизни, зарисовать. Карманный альбом художника нужно ежедневно пополнять. Это его золотой фонд, запасы на всю жизнь. Интересное дерево или ветка, ограда, колодец, телега, крыльцо, ворота, окна, стол, стул, печка и сотни других предметов в зарисовках и этюдах пригодятся художнику в будущем. А если он имеет дело с эпохой давно прошедшей? Тут поможет опыт мастеров прошлого. Посмотрите старинные картины, гравюры, рисунки, в них найдете много живых свидетельств времени. Не надо стесняться перерисовывать нужное в свой альбом. А если у кого-то есть возможность запечатлеть старинные вещи с натуры - воспользуйтесь этим, ведь натурный рисунок незаменим.
И вот когда определились действующие лица, решен вопрос с их одеждой и местом действия, можно переходить к разработке «мизансцены». Кто из персонажей сидит, кто стоит, что держит в руках, в каком движении, положении, повороте друг к другу, как размещены в пространстве, на «сценической площадке». Вариантов решений может быть множество, и выбрать наиболее отвечающий теме - задача не из легких. Но только проделав все это, можно переходить к следующей части работы - изображению.
Начать надо с определения точки зрения, откуда художник смотрит на изображаемое. В зависимости от решения композиции линия горизонта может быть низкой, тогда фигуры на фоне неба становятся монументальней; или высокой, что дает возможность показать глубину пространства и разместить много фигур и предметов. Если художник смотрит на действие с близкого расстояния, появляется возможность детальной разработки лиц и рук персонажей. Если издалека, тогда в поле его зрения попадает большее количество предметов и пространства. Какое решение выбрать — подсказывает профессиональное чутье и заданность темы.
Подспорьем в работе над иллюстрацией являются рисунки с натуры. В них художник проверяет правильность замысла, черпает живые детали, что делает иллюстрацию жизненно убедительной. Натурные рисунки - это тот чудесный источник, который питает жизненными соками даже самые сказочные, фантастические сюжеты.
Проделав подготовительную часть, можно приступить к детальному рисунку - картону, где должна быть подробнее и точнее прорисована вся композиция. Особенно будьте внимательны к фигурам и предметам, частично перекрываемым другими. Их обязательно надо прорисовать целиком, чтобы знать, где они размещаются на плоскости. В противном случае они повисают в воздухе или проваливаются в землю.
Следующий этап - освещение, оно является одним из главных элементов в декоративном решении иллюстрации. Исходя из тематической заданности, художник может передаваемое действие помещать в залитое ровным светом пространство (в этом случае будет действовать собственный цвет предметов) или лучом света избирательно освещать нужные ему участки и группы. Появляющиеся падающие тени - дополнительный элемент для организации цельного декоративного решения, ими можно перекрывать второстепенные детали, объединять разрозненные предметы и фигуры в единую группу. Работая над освещенностью, следует обратить внимание на силуэты вашей композиции. Чтобы изображение легче читалось, следует темные группы помещать на светлом фоне и наоборот.
К организованному распределению светлых и темных пятен композиции на плоскости надо отнестись с особым вниманием: они определяют декоративный строй, создают настроение - драматическое, напряженное или спокойно-уравновешенное. Светом, а если рисунок цветной, то и цветом, можно выделить смысловой центр иллюстрации, ослабить второстепенные детали, собрать все фигуры и предметы в единый ансамбль, где ни одна деталь не мешает выразить главную мысль, а лишь дополняет ее, развивает, обогащая замысел.
Прежде чем приступить к выполнению оригинала, необходимо сделать быстрые, очень общие эскизы (нашлепки) в цвете, чтобы определить цветовую гамму и основные цветовые пятна композиции. В этих эскизах вы решаете, будет ли рисунок светлым и воздушным или напряженно-ярким, монохромным или пестрым, какой цвет будет определяющим. Такие эскизы не следует подробно прорабатывать, чтобы оставить удовольствие выполнения до оригинала.
Вот главные этапы создания иллюстрации. Порядок их необязателен. Каждый художник проходит их по-своему, часть работы выполняется на бумаге, другая часть - в уме, что-то опускается, чему-то уделяется особое внимание. Но начинающему художнику проделать всю эту работу крайне необходимо. Это - профессиональная школа, трудная, но дающая возможность грамотно решать самые сложные задачи. Чем лучше знаешь предмет изображения, тем легче его передать, тем интереснее, оригинальнее, живее и убедительнее будет ваша иллюстрация.
Спасибо огромное за такую разную подборку иллюстраторов! Очень интересно и красиво!
Эта статья Панова в "Юном художнике" в 80-х с книгой Кибрика "Работа и мысли художника" были важнее всх школ, училищ и университетов.
Надо же.. Прям целая инструкция.. Ну интересно, конечно.. Но она, наверное, больше техническая.
А вот как подойти к иллюстрированию книги, какие образы найти, творческий метод, стиль, через что раскрыть произведение, какими материалами.. Тут эмоциональная составляющая и личность художника имеет большое значение..
Помню у Фаворского читала, что художник, рисующий книжные иллюстрации, должен следовать за автором, попытаться понять и раскрыть именно его текст, авторский, а не использовать произведение для самовыражения.. Меня тогда это поразило, и это ведь верно..
А вот интересно, учат ли где-то иллюстраторов? Как этому у вообще можно научить?
Этой инструкции я следую более сорка лет. Книга Фаворского тоже есть, но она на меня не произвела впечатление. К тому же убежден, что надо книги надо использовать, для личного самовыражения. Т.е. я координально против его метода. Фильмы снимают по книгам, иногда далеко уходя от текста. Тот же Тарковский заставлял Стругацких переписать сценарий "Сталкера", в итоге далеко ушли от романа "Пикник на обочине". Чем иллюстратор хуже режиссера? В 80-х иллюстраторов готовили в Суриковском, Репинском институтах и Полиграфе. В 00-х появился факультет книжной графики в Строгановке. Кошкин открыл, причем одновременно со своим издательством под лучших студентов. Учились там одни девушки. Чижиков даже пошутил, что Кошкину феминистки должны медаль. Сегодня ничего этого нет. Не знаю, где учат иллюстраторов.
Иллюстрация Панова хороши очень, была у меня в детстве книжка Бажова Уральские сказы, такие красивые иллюстрации в ней, я перерисовывала девушек в платьях пышных.)
У меня эта книга тоже есть. Отличные там композиции.
как мне нравится в книгах черно-белая графика, рисунки пером.
дивные
почему-то я ими всегда восхищаюсь больше