Стиль Сезаннa
СЕЗАНН Поль (1839–1906) — французский живописец,
один из крупнейших представителей постимпрессионизма.
Учился в Экс-ан-Провансе в Муниципальной школе
рисования (1858–1860), посещал академию Сюиса в Париже.
В своём творчестве художник попытался ценой
титанических усилий примирить классику и современность,
Пуссена и природу, законы большого стиля и право на
индивидуальный выбор. Конечно, в эпоху торжества
индивидуального выбора никакой стиль больше не мог
быть образцом для художников, каждый из которых
выбирал теперь свой путь в искусстве свободно,
повинуясь исключительно внутренним свойствам своей
души, а не требованиям художественного сообщества.
Поэтому задача, которую ставил перед собой Сезанн,
была в принципе невыполнимой, что и предопределило
постоянные сомнения художника. Невозможно одновременно
утверждать и свободу, и каноны. Но те конкретные
художественные результаты, которых достигал в своём
творчестве Сезанн, были настолько впечатляющими, что
вызывали уважение у представителей самых разных
направлений в живописи.
Картины Сезанна напоминали всем экспериментаторам, что
связь между классикой и современностью составляет
основу для того, чтобы искусство красок и форм не
утратило в процессе своего развития критерии
художественности, заменив их полным произволом
живописцев, ставящих во главу угла исключительно
своеобразие вместо законов гармонии и красоты.
Не случайно одним из художников, чьи работы очень
сильно повлияли на Сезанна, был Николя Пуссен,
крупнейший представитель классицизма. Классицизм нёс
в себе законы устойчивости и равновесия, которые во
многом соответствовали реальной природе вещей, законам
существующего мира. Рисунок Пуссена, строгий и выдержанный,
уравновешенные и гармоничные композиции были родственны тому,
что искал в природе и живописи сам Сезанн. Сезанн верил, так же,
как и представители Возрождения и классицизма, что в
основе бытия лежит порядок, а не хаос, и творческая сила
всё упорядочивает, выстраивая из хаоса гармонию.
Родственны Сезанну были и те защитные барьеры, которые
ставил классицизм на пути произвольного подхода к решению
живописных задач и задач выражения формы.
Выразительность как самоцель, выразительность ради
выразительности, применение тех или иных живописных приёмов
ради создания того или иного экспрессивного эффекта
противоречили взглядам Сезанна, для которого живопись была
прежде всего не искусством, а средством познания, дающим человеку возможность непосредственно соприкоснуться с некими основами мироздания. Исторически в таком подходе, конечно, выразилось стремление европейского духа вернуться к некой религиозной основе, и в этом смысле живопись Сезанна можно сравнить с религиозным искусством разных эпох. Сезанн отрицательно относился к живописи многих своих современников — новаторов, таких, как Гоген, Ван-Гог, Сёра, и другие, именно потому, что видел в их работах перевес произвольности, индивидуального толкования мира над поиском основных законов его реального существования, которые и должна была выразить в конечном счёте живопись самого Сезанна. По этой же причине Сезанн был противником декоративного подхода в живописи, потому что декоративность убирала из живописи объём, лишая пространство картины трёхмерности. И хотя трёхмерность на живописном полотне — искусственно созданная иллюзия, Сезанн считал эту иллюзию величайшим завоеванием живописи эпохи Возрождения, потому что изображение объёма приближало, с точки зрения Сезанна,
живопись к реальности. Поэтому работы Гогена Сезанн называл
«раскрашенными китайскими картинками». Сам же Сезанн верил,
что формы природы образуют в конечном счёте органическое
единство, и в конечном счёте в основе всего существующего
лежит некое ограниченное количество основных форм.
Живопись Сезанна в определённом смысле стала возрождением
в искусстве древних пифагорейских традиций, хотя Сезанн,
безусловно, лишь ощущал совпадение своих итоговых взглядов
с этой традицией, а не следовал пифагорейству сознательно.
Здесь скорее можно говорить о том, что и пифагорейство, в
свою очередь, лишь выразило некие прозрения, которые
свойственны людям разных исторических эпох, независимо от
того, знают эти люди взгляды пифагорейцев или нет. Это
означает, что Сезанн сначала пришёл к своим убеждениям
самостоятельно, а уже потом осознал, с какой традицией они
родственны. Сезанн стал в итоге родоначальником живописи
форм в европейском искусстве, одним из направлений которой
вскоре после Сезанна был кубизм. Но кубизм, даже в лице
Пикассо, оказался беднее по своему содержанию живописи
Сезанна, потому что утратил те чисто живописные качества,
богатство цвета, многослойное письмо, которого добился Сезанн
в результате упорного труда. К тому же кубизм для Пикассо
был лишь этапом, сознательным экспериментом, художественной
игрой, а не поиском основ бытия, поэтому и внутреннее
содержание работ Пикассо эпохи кубизма намного беднее
содержательности лучших работ Сезанна.
Со временем, когда Сезанн стал увлекаться акварелью, он
перенёс некоторые приёмы акварельной живописи в масляную:
стал писать на белых, специально негрунтованных холстах.
В результате красочный слой на этих полотнах стал более
облегчённым, словно бы высвечивая изнутри. Сезанн стал
ограничивать себя тремя цветами: зелёным, голубым и охристым,
смешанными, естественно, с белым цветом самого холста.
Этот подход к выбору цветов был нужен Сезанну, чтобы с
минимумом средств добиваться максимально содержательного
художественного результата. Лаконичнее в этот период становится
и лепка форм на холсте, а также их обобщённость
ФИЛОСОФИЯ ПИФОГОРЕЙЦЕВ
Основу последующего философского учения пифагорейцев
составила категориальная пара двух противоположностей — предела
и беспредельного. «Беспредельное» не может быть единым
началом вещей; иначе ничто определённое, никакой «предел»
не был бы мыслим. С другой стороны, и «предел» предполагает
нечто такое, что определяется им. Отсюда следует вывод
Филолая, что «природа, сущая в космосе, гармонически слажена
из беспредельных и определяющих; так устроен и весь космос,
и все, что в нём».
Сезанн, на мой взгляд, самая ключевая фигура в истории искусства. Именно он, а не Пикассо, замкнул на себе развития реалистической живописи, и дал новый импульс к разным -измам.
Про Сезанна я могу говорить очень долго.
— Рисунок кистью, лепка формы цветом, без предварительного рисунка.
— Широкое видение. (Как-то хозяйка дома, в котором Сезанн снимал мастерскую, убрала коврик, лежавший в углу, далеко от натюрморта с бумажными цветами, который писал художник. Сезанн сразу почувствовал, что-то не хватает. Догадался. Взял у хозяйки коврик и положил обратно в угол. На картине этого коврика не было, но ему нужен был).
— Колорит. Каждый мазок ценен и зависит от других мазков. Именно про Сезанна была сказана фраза: «Потянешь за ветку — вытянешь весь пейзаж».
Сезанн был родом из богатой еврейской семьм банкиров. В деньгах нужды не имел.Как-то молодые художники спросили его, что нужно, чтобы стать художником.
«Хорошая рента» — ответил Сезанн.
Сезанн был очень доверчивым, добрым и щедрым человеком. Но если он чувствовал, что его хотят провести, менялся кардинально. Становился жадным, грубым, подозрительным.
интересен для изучения, как первопроходец и основоположник.
ну, а лично мне — несколько его работ тоже нравятся. То бишь — большая часть — не в моём вкусе.
согласен по поводу РЕНТЫ. Еслиб не материальный вопрос — область применения своих умений и (творческих) поисков — яб изменил сильно. Чтоб не заботиться когда что продастся — и купят ли вообще.
Сезанна надо в подлиннике смотреть. Как и Машкова с Кончаловским.
Кстати, в Русском музее, в Питере, когда увидел в подлиннике «Покорение Сибири Ермаком» Сурикова, мне показалось, что Василий Иваныч сильнее Жана Поля.))) Мощный колорит, лепка формы, плюс композиция.
Сезанн, кстати, не гнушался «лямзить» композиции у великих мастеров. Своих «Купальщиц» открыто слямзил у Тинторетто, казав: «Хороши у Тинторетто композиции, но в цвете — ни чего не смыслит».)))
Что ещё сказать? Плюс Сезанну…
В книжной графике, на основе Сезанна, много интересных иллюстраторов построили свой графический язык.
Один из самых ярких и любимых мною — Юрий Иванов.
Иллюстрации к «Тилю Уленшпигелю» (Видел эти работы в подлиннике. Размер их примерно формата А2).
.
ух! — у нас дома набор открыток был к Уленшпигелю — ИМЕННО ВОТ ЭТИ РАБОТЫ. Там ещё с рыцарями мне нравилось — как и полагается всем пацанятам (знАмо дело).
сегодня — чёрный рисующий — мне кажется несколько грубоватым, но для Совецких времён — и в жанре — иллюстрация — очень хорошо. Вполне приемлемо.
+++
великий художник! развитие русской живописи 20 века ему многому обязано…кто-то остался в сезаннистах, а настоящие художники пошли дальше.спасибо, Глеб Георгиевич!
А вот о полярнастях можно вынести отдельный разговор. Вопрос обретения целостности в искусстве, как и самого человека.
Статья весьма противоречивая и не глубокая, с вольным обращением с терминологией…
«Невозможно одновременно утверждать и свободу, и каноны» — интересно, из чего автор сделал такой вывод?))) Тем более «что связь между классикой и современностью составляет основу для того, чтобы искусство красок и форм не утратило в процессе своего развития критерии художественности, заменив их полным произволом живописцев, ставящих во главу угла исключительно своеобразие вместо законов гармонии и красоты.»
При этом Сезанн, разумеется, нисколько от этого не пострадал, сохранив свое величие)).
Сергей, так вопрос противоположностей основа всякого приятия и не приятия. Опять сводится всё к свободе и не свободе. Противоположные сущности в совокупности своей не решают проблем в искустве, с другой стороны вопрос их слопывания….