ИНТЕРВЬЮ С НИКОЙ ГОЛЬЦ
- Конечно, очень интересно было работать с живым автором, особенно с таким замечательным человеком, как Александр Шаров. Мы с ним очень совпали. Наше творческое сотрудничество растянулось на многие годы. Больше всег я люблю его произведение «Волшебники приходят к людям».
Но вообще, автор автору рознь. Помню, в середине 60-х я работала
с писательницей Любимовой, оформляла ее книжку «Одолень-трава». Так вот, одним из персонажей в этом произведении был кот. Я нарисовала его раздетым, как настоящего кота, на что эта писательница очень бурно среагировала. Она попросила, чтобы я его одела, аргументируя это тем, что в спектакле по ее книге она видела кота на сцене, который был одет. На что я ответила, что в театре кота изображает актер, и поэтому он не может выйти к зрителю голым. Но на одном из рисунков мне все же пришлось изобразить кота в одежде. И такие странные замечания я получала от авторов неоднократно. Так что, все зависит от того, какой автор попадется тебе на пути. С Шаровым мне очень повезло.
- Ника Георгиевна, а все-таки, что было оформлять сложнее?
- Вы спрашиваете, что сложнее оформлять, классические, всем известные произведения или новые?! И те, и те книги было иллюстрировать и интересно, и сложно одновременно. Главное, что вещь, над которой ты работаешь, тебе нравилась, была близка твоему сердцу.
- Существует ли нарисованный вами образ, в котором вы видите себя?
- Леонардо да Винчи говорил, что художник всегда рисует себя.
Даже в портрете Моны Лизы видно самого Леонардо. Я, конечно, тоже
всегда рисовала себя. Но если вы хотите, чтобы я назвала конкретного
персонажа, то пусть это будет Перегринус Тис из произведения Гофмана «Повелитель блох».
- Работы кого из молодых российских иллюстраторов детской книги вам нравятся? Можете ли вы назвать кого-то из них своими учениками?
- Мой отец Георгий Павлович Гольц имел дар преподавателя. Студенты тянулись к нему, очень его любили, он был для них авторитетом. После его смерти в наш дом еще долго приходили его ученики.
У меня не было такого таланта, но я знаю, что повлияла очень
на многих именно своим творчеством. Своим учеником я могу назвать
только Максима Митрофанова.
Сейчас многие из хороших и известных художников занялись
преподавательской деятельностью. Когда встречаешь рисунки молодых иллюстраторов, сразу видно, кто был его учителем. Наверное, так и должно быть. Ведь мы учим на собственном примере, пытаемся донести до слушателя свои вкусовые пристрастия и технические приемы. Неудивительно, что в работах ученика так часто узнается рука
наставника. Если вы, спрашивая меня об учениках, хотите узнать,
есть ли прямые последователи моего стиля, то нет!
Я неповторима! (смеется)
- Но своим учителем вы можете назвать…
- Отца — в первую очередь, он был моим первым и главным
учителем. А своим учителем в книге я могу, безусловно, назвать
Бориса Александровича Дехтерева. Хотя внешне наши работы не
меют ничего общего. Но когда я работала под его началом в
издательстве «Детская литература», именно он направлял меня,
делился секретами мастерства, верил в меня и при этом, что самое
ценное, очень бережно относился к моей творческой индивидуальности.
Хочу привести один пример. Помню, как я принесла ему сдавать
иллюстрации к «Дюймовочке». Все было хорошо до тех пор, пока
Борис Александрович не увидел моих эльфов. Я сделала их такими
бесенятами с заостренными ушками. Он за голову схватился. Но
потом, поговорив со мной и поняв, что я их такими вижу,
пропустил мои рисунки в печать. Позже я увидела его иллюстрации
к «Дюймовочке». Эльфы Бориса Александровича были такими
миловидными ангелочками, совсем не похожими на то, что
сделала я. После этого я зауважала его еще больше.
Это стало хорошим уроком для меня. Впоследствии, когда
я смотрела чужие работы, то старалась давать советы только
по существу и бережно относиться к миру, созданному художником.
Главное, чтобы работа была сделана убедительно и талантливо,
неважно, какими средствами и в каком стиле, тогда есть о чем
разговаривать. Вот если я не находила для себя этих двух
составляющих, то могла быть очень категоричной. (улыбается)
- Вы можете назвать несколько имен современных молодых
художников-иллюстраторов, которых вы считаете по-настоящему
талантливыми?
- У нас много интересных художников работает в книге! Правда,
тем «молодым» художникам, за творчеством которых я следила,
сейчас за сорок, и молодыми их уже не назовешь. Чтобы никого
не забыть, а значит не обидеть, можно, я воздержусь от
перечисления имен?
— Как вы считает, можно ли стать хорошим иллюстратором без
специального художественного образования?
- Конечно, можно! Так же, как можно быть очень плохим
художником-иллюстратором, имея диплом. Но я — за образование!
Оно очень помогает, и не только то, которое получено в школе и
институте, но и самообразование, а также образование и
воспитание, данное в семье.
- Многие родители жалуются сейчас на то, что «мало
действительно красивых книжек, мимо которых невозможно пройти,
которые хочется купить не только для ребенка, но даже и
для себя». Как вы оцениваете ситуацию с изданием книг для
детей в России сегодня?
- Сейчас на книжном рынке представлен очень широкий ассортимент.
Наряду с чудовищно-безвкусными и антикультурными изданиями,
которые сразу бросаются в глаза, издатели очень прилично
переиздают книги с работами старых мастеров, печатают книги с
рисунками лучших зарубежных художников, издают много новых
современных иллюстраторов. По-моему, сегодня в книжном
магазине можно найти практически все, что угодно, на любой
вкус. Конечно, нет предела совершенству, но вспомните, как
обстояли дела с книгой еще 10 лет назад. Такого выбора раньше
не было. За судьбу детской книги в нашей стране было просто
страшно. Сейчас также множество издательств оправдывают
насаждаемый ими дурной вкус погоней за сверхприбылью и
продолжают «унаваживать» книжный рынок просто чудовищной
продукцией. И все же ситуация поменялась. Я сама мало хожу
по магазинам, но ко мне в дом часто приходят издатели и
художники, предлагают сотрудничество, дарят свои книги,
некоторые из них очень достойные.
Идите, смотрите, ищите. Я уверена, что сейчас можно найти то,
что нужно именно вам. А если все равно не найдете, то
сядьте и нарисуйте! (смеется)
Из интервью С. Хлебниковой с Н. Г. Гольц.
Сложнейшая для иллюстратора книга с науч-поп тематикой выполненная со вкусом и присущим ей мастерством с использованием минимальных полиграфических средств.
Спасибо!
Спасибо
Спасибо за Ваши статьи и подборки иллюстраций. Всегда с удовольствием читаю…
ОЧЕНЬ интересно и полезно! иллюстрации Ники Гольц очень люблю!
какая она чудесная!!!
хотелось бы, чтоб это и до издателей дошло.\
… добралОсь до кУмпола…
Спасибо Вам.