Интервью с Д.Мишениным, лидером арт-группы Doping Pong
Цифровое искусство не так давно заявило о себе, если рассматривать это направление в рамках мировой истории. А в России и постсоветском пространстве тем более. Сегодняшнее интервью редакция взяла у Дмитрия Мишенина — лидера арт-группы Doping Pong, которая и является пионером направления на постсоветском пространстве.
Тематика Советского Союза в творчестве: ностальгия, мода или провокация. К примеру, для Вальдемара фон Казака — это часть трэшовой культуры. Что СССР для вас?
В разное время постсоветское искусство арт-группы Doping Pong именовали по-разному. Есть среди ярлыков и СССР-арт, и соцромантизм и ретрофутуризм, и даже капреализм. С помощью творчества мы исследуем такое явление, как «Советская Атлантида». Для нас это как арт-археология. В 1991 году погибла и ушла под воды истории Социалистическая империя, в которой мы родились и выросли. Конечно, нам интересно сохранить для потомков то, что мы в ней любили и что нас вдохновляло… как это сделали мастера, донёсшие до нас легенды и мифы Древней Греции и Рима. В нашем случае это и первый космонавт Гагарин, и игральный автомат «Морской бой».
Группа «Doping-Pong» Пионерка, вытаскивающая занозу, 2021
холст, масло, 120 х 90 см
А пионерские галстуки в нашем визуальном алфавите – символ определённого времени, а не элемент пропаганды. Так что отношение последнего поколения СССР к советской эстетике – это отношение Последних Атлантов к культуре своей ушедшей навсегда под воды океана родине – Атлантиде.
Вы были пионерами в российском цифровом искусстве в далеком 1997 году. Какие были трудности и вообще, каково это — быть новатором и первооткрывателем в таком деле?
В первую очередь, если что-то делаешь первым и при этом делаешь это хорошо, надо быть готовым оказаться в меньшинстве, а то и в одиночестве. Долгое время мы творили именно так – в абсолютном одиночестве. То, что тогда происходило в отечественном цифровом искусстве, напоминало грубые коллажи и любительские поделки. Мы же предложили профессиональную цифровую живопись. Никто не понимал, как это нарисовано и сделано. И мало кто был способен оценить эту работу по достоинству. Но годы упорных трудов в результате сделали своё дело. И от журнальных иллюстраций и комиксов мы выросли до монументальной Олимпийской рекламы и масштабной музейной ретроспективы.
Наслышаны о вашей тяжбе с Первым каналом о незаконном использовании картины “Салют”. Это было уже 7 лет назад. Получается, что своровать цифровое искусство сейчас становится проще день ото дня?
И проще, и сложнее. Со временем культура пользователя растёт и приходит понимание авторских прав в интернете. Брать без спроса чужое искусство для собственных коммерческих целей становится неприлично. Социальные сети постепенно сделали доступным удаление пиратского контента во внесудебном порядке.
Группа «Doping-Pong» Салют!, 2017
холст, масло, 40 x 30 см
Я надеюсь, мы придём к тому, что даже такую картину как «Салют!» перестанут регулярно воровать. Хотя это уже продолжается два десятилетия. Как будто в ней спрятан какой-то магнит, притягивающий буквально всех.
Влияет ли на работы, возможно на трансляцию их смыслов, ваш журналистский опыт? Ведь часто для раскрытия идеи нужно проанализировать огромное количество информации.
Все наши работы – это визуализированные истории.
В каждой, разумеется, есть месседж. За каждой кроется предыстория и эволюционный путь, иногда до неузнаваемости меняющий первичный замысел. Журналистский опыт влияет лишь на составление так называемого либретто к премьере новой картины, ведь зачастую публике требуется дополнительная информация о событиях и героях, инспирировавших нас на рождение новой истории. Конечно, мы уделяем огромное внимание выбору натуры, работе с деталями, которые должны соответствовать заявленному в сюжете времени (кстати, именно аутентичность деталей частенько и вызывает непропорциональный ответ в соцсетях, где всегда находятся эксперты, знающие обо всем лучше всех и неудержимые в своём рвении поведать, как все было на самом деле, и эта детская безапелляционность безмерно нас забавляет). Эти эксперты «знают», что героиня картины «Мыслительница» якобы проигрывает в шахматы, что выдуманные пионерские значки с Гагариным реально существовали и выдавались отличникам и активистам, а джинсовые шорты советские подростки никогда не носили… все это, конечно, не так, но в наше время бурление масс активизирует любой внятно сформулированный месседж. Все слишком привыкли к бессмыслице и пустоте, царящим в современном искусстве. Поэтому наше осмысленное и содержательное творчество искусствоведы зачастую боятся называть современным искусством. А никакого иного термина они пока не придумали.
Насколько важны для современного иллюстратора различные софтскиллы, если он хочет стать успешным на рынке?
Мне кажется, на первом месте всегда должен быть хардскилл.
Если человек, хорошо владеющий ремеслом, прежде всего – профессионал своего дела, то чрезмерная гибкость в общении ему может не понадобиться. Или навредить. Учиться новым навыкам никогда не лишне, но в своём профиле.
Хотя, говоря так, я все же упускаю важный нюанс: нас трое. Мы очень разные, мы интересуемся и вдохновляемся примерно одними и теми же вещами, у нас схожий эстетический взгляд, но навыки совершенно отличны. Допустим, я люблю публицистику, люблю жанр интервью, и именно поэтому сейчас пишу ответы на ваши вопросы. Кто-то же терпеть не может переписку любого формата, не выносит публичности и необходимость держать лицо перед людьми на встречах и переговорах. Кто-то постоянно прокачивает уровень владения родной речью и ищет вдохновения в литературной классике. Кто-то изучает медийный рынок, чтобы быть в курсе изменений тенденций. Кто-то безвылазно следит за экспозициями самых заметных деятелей искусства. Мы это все делим между собой. Мы не стоим на месте. Пробуем литературные игры, пробуем себя в скульптуре, в кураторстве. Эти эксперименты требуют развития и прокачки той или иной группы ментальной мускулатуры))
Так что каждому нужно решать самостоятельно, в какую сторону развиваться, и следует ли реагировать на каждое дуновение арт- медиа-рынка.
Есть ли отличие между работой и подходами иллюстратора сейчас и в конце 90х? Легче сейчас стало зарабатывать или из-за роста конкуренции, наоборот, сложнее?
Мы никогда не шли путём одной лишь ремесленной иллюстрации. Брали заказы, но добивались свободы выражения. Оттого наш стиль своей самобытностью быстро привлёк к себе внимание, что позволило занять определенную нишу на этом рынке. Мы неудобны в роли иллюстраторов. Мы спорим, мы привносим свой индивидуализм туда, где зачастую это вовсе не требуется, потому что масс-маркет (а глянец это рупор масс-маркета) плохо рифмуется с индивидуализмом.
Мы всегда были и остаёмся художниками. В 90-х и 00-х мы работали с журналами, потому что страна переживала журнальный бум. Но мы делали настолько необычные, нестандартные истории, что многие нас помнят благодаря тем публикациям и считают тот период более важным, нежели нынешний. Сейчас мы выставляем многое из нарисованного тогда в формате картин в галереях и музеях.
Персональная выставка арт-группы Doping-Pong в Планетарии # 1,которая была открыта до 20 января 2019 года.
Вы считаете, что сейчас высокая конкуренция? Может быть, страна переживает культурный бум? Я, к сожалению, не могу так сказать. Рынок разросся, но паблишинг и рекламный инструментарий изменился: разного рода фрики и шпагоглотатели (я имею в виду инфлюэнсеров) нынче – те самые иллюстраторы, услугами которых с удовольствием пользуются продавцы услуг и прочие жрецы Золотого Тельца.
Ни тогда, ни сейчас заработок не был для нас на первом месте. На первом месте всегда самовыражение, всегда искусство.
Последний вопрос у нас стандартный: что посоветуете начинающим иллюстраторам?
Повторю тему одной своей беседы в Clubhouse : Плоха та иллюстрация, которая не мечтает стать картиной!
Больше работ арт-группы Doping Pong можно посмотреть в их профиле на нашем сайте!
...чÖйто тема коллег как то не зацепила 😲 за полтора́ дня - ноль кОментов и 8 лайков (мой 9й) - меня тоже слехка́ удивило...
Хотя в вЭбках, "арт-эгрегор" союза позволяет подзаработать всем, кому не лень, т.к. за 30лет "союз" оброс в 2 раза более толстым слоем мифов, чем это было при его жизни + эскадры хЕйтеров и фоловеров, даже среди тех, кому о́троду всего-то 13-20 лет... т.к. одних ужаса́ет возвращение лицеме́рных партЕйцев, пионЭров с го́рнами и барабанами (и пэрэ), а другим уже смертельно обрыдли реалии цифpoвoгo фeoдaлизмa с перспективой возвращения египетского paбcтвa (в декорациях футуро-хайтЭка)... 😎
Будем посмотреть, какой "эгрегор" окажется более зубАстым гига-монстром и замЕсит всех остальных конкурентов на "полЯне"
Странно, впервые слышу про эту группу. Первым цифровым иллюстратором в книге в 1999 году был Анри, Андрей Иванченко. Следом за ним, оставив живые материалы, пошёл я и Лео Хао, Алексей Шамровский. ЭКСМО-2000 год.
1997 год, А1, 300dpi. Полностью цифИрь - https://illustrators.ru/illustrations/468814
На тот момент - PowerMachintoch 8200, OS7 (Classic). Фотошоп3 и Пэйнтер (не помню номер)
"Вы были пионерами в российском цифровом искусстве в далеком 1997 году". Для меня недавний 1997 год. - это Виндоус-95, Фотошоп-4 и Пейнтер-3. Хотелось бы поговорить о цифровом искусстве 1997 года. Посмотреть работы этого года рисованные в растре. Я помню только цифровых дизайнеров в книге и журнале (коллаж и верстка). Но ни одного рисующего цифрового иллюстратора.
Мне кажется рисованных в растре работ, в 97 году, было крайне мало. Неудобно было, ручками быстрее, ну или в плакатном стиле, в каком -нить корел дро. У меня , кстати, осталась эскизная распечатка на струйнике от 98, и только потому , что в конторе был куплен ваком. А так все исключительно сканированные изображения немного подмалеванные мышкой в ФШ. Причем, все без слоев. я начинал с третьего.
Нашёл. Зима-весна 1997 года. Журнал "Художественный совет". Мастер-класс в программе Пейнтер-2. Взглянув на результат, я пропустил статью.
Одна из первых обложек книг Анри, 200 год, ЭКСМО. Пейнтер-6.
Тот же Анри в трехмерной программе Майя с обработкой в Пейнтере-5, 1999 год.
Одна из первых работ в компьютерной графике Лео Хао. ЭКСМО 2000 год, Пейнтер-6.
В интервью Владимира Казака было показано много работ. Любопытно посмотреть на работы пионеров компьютерной графики 1997 года, которые я, почему-то, пропустил.
В 1991 году, ещё при СССР были по обмену в Цинцинати. Там уже во всю рисовали в цифре и делали фотоколлажи. До сих пор лежит лазерная распечатка картинки, нарисованной на компьютере мышкой. То был ещё Дос, а не Винда, ну и естественно фотошоп.
Я в МГПИ им. Ленина 1990 году парусник нарисовал на компьютере. Кафедра черченя закупила системные блоки, мониторы и клавы. А мышки не было. Когда мышка появилась? Но это было не рисование, а беда. Каждую линию задавал формулой.
Ну, вот 😊 другое дело ))) население ожЫло ✨
Для общей стаСИсьтики:
🔸1989-91 –> (у меня) строго докомпьютерная эра, сов.изд-ва, традиционные материалы рисования
🔸с 91го - мини изд-во и первые офисные кОмпы, освоение новых горизонтов хай тЭка...
🔸середина 90х –> свободное комбинирование плюсов трад-х материалов и комп (фш, паинтер, + вектор в аi) по принципу - чево́ быстрее, энерго-эффектИвнее и эффЕктнее "на вЫхлопе", то и - GUT-!
🔸последние метрОвые холсты маслом - 1998й г.
🔸с 1999го - самые первые гига-плакаты полностью цифровые • на офисном но́веньком "мац-цынтОше", купленном в буржуе-лЭндах почти за 7•К ($$) - Арты на торец 9ти этажки, или 2-3 метра интерьЕрки (на 200dpi) для торговых сЕнтров - файлО летало не то, что бы "аки ласточка", а - вжык –> и ты в параллЕльных Вселе́нных 😄
... характЕрная работёнка из тех времён:
illustrators.ru/illustrations/331374
––––––> тёток фОтал сам - на цифровой NiKON (оптом) т.к. бюджет позволял выбирать проф. фотомоделей, чей прайс (тогда вЕсил 950-1500$ за 4-6 часов "не пыльной работёнки"), чево́ нет в природе - дорисо́вывал в ФШ 😉
🔸 сегодня абсолютно органично живу, как в материалах докомпьютерной эры, так и в "онли цифровой" - т.к. в каждом методе есть свои приятные "простра́нства для творчества" ✨😊✨
Сегодня встречаются заказчики, которые хотят либо живые материалы и слышать не хотят про цифру, либо полные противоположности: хочу "современное рисование 21 века, а не язык прошедшего 20-го". Но мне, кстати, больше нравится работать с первыми. Компьютер надоел, и не так интересен, как та же гуашь или акварель.
" illustrators.ru/illustrations/331374 " Станислав, самое забавное, я делал ровно в той же цветовой гамме каталоги для местечкового продукта. :)) Но шины фотографировали на слайдовую пленку. Все по взрослому. Связка, кстати, была другой - кварк, фотошоп и фрихенд. Липестратор тогда тупил безбожно.
Ну, вот 😊 другое дело ))) население ожЫло ✨
Для общей стаСИсьтики:
🔸1989-91 –> (у меня) строго докомпьютерная эра, сов.изд-ва, традиционные материалы рисования
🔸с 91го - мини изд-во и первые офисные кОмпы, освоение новых горизонтов хай тЭка...
🔸середина 90х –> свободное комбинирование плюсов трад-х материалов и комп (фш, паинтер, + вектор в аi) по принципу - чево́ быстрее, энерго-эффектИвнее и эффЕктнее "на вЫхлопе", то и - GUT-!
🔸последние метрОвые холсты маслом - 1998й г.
🔸с 1999го - самые первые гига-плакаты полностью цифровые • на офисном но́веньком "мац-цынтОше", купленном в буржуе-лЭндах почти за 7•К ($$) - Арты на торец 9ти этажки, или 2-3 метра интерьЕрки (на 200dpi) для торговых сЕнтров - файлО летало не то, что бы "аки ласточка", а - вжык –> и ты в параллЕльных Вселе́нных 😄
... характЕрная работёнка из тех времён:
illustrators.ru/illustrations/331374
––––––> тёток фОтал сам - на цифровой NiKON (оптом) т.к. бюджет позволял выбирать проф. фотомоделей, чей прайс (тогда вЕсил 950-1500$ за 4-6 часов "не пыльной работёнки"), чево́ нет в природе - дорисо́вывал в ФШ 😉
🔸 сегодня абсолютно органично живу, как в материалах докомпьютерной эры, так и в "онли цифровой" - т.к. в каждом методе есть свои приятные "простра́нства для творчества" ✨😊✨
Экскю́зьме, коллеги - дубль/текст – это опять тУтошний глюк 🧐
Друзья, хотел написать здесь все, что знаю о коллективной работе иллюстраторов. Но вылилось в отдельною статью об агентах. Решил не захламлять интервью с лидером группы «Doping-Pong». Все равно нам ничего не отвечают и не показывают работ. Сделал новый пост. Делитесь, своими воспоминаниями о работе в командах и агентах. https://illustrators.ru/posts/istoriya-agentov-illyustratorov-na-moey-praktike
Мы пообщались с Дмитрием и попросили его показать ранние работы группы :) Они ниже, в комментариях. А по поводу того, что вы не слышали об этой арт-группе — ничего удивительного. Просто они не публиковались в книгах и работали в медийной сфере больше :) Например, публиковались в журнале «Птюч». Постарались, и нашли номер журнала в PDF, часть комикса размещена на 82-й странице: https://fa4150ab-f97e-4475-97a4-3cdc1310f18a.selcdn.net/pdf/1999/%D0%BF%D1%82%D1%8E%D1%87.1999-09.(41).pdf
Добрый день! Дело в том, что Дмитрий Мишенин не дает комментариев :) Но чтобы удовлетворить любопытство читателей этого интервью, опубликуем с его разрешения в комментариях некоторые работы группы и частично упоминания изданий, в которых их печатали.
Здесь публикуем фрагменты арт-комикса “Goldie girl”, 1998 год. Тогда же он полностью печатался в журнале «Птюч». В комментариях ниже опубликуем другие факты :)
Арт-комикс «Видение на киносъёмочной площадке», 1999 год
Вот Дмитрий еще отыскал стикеры с дискет, на которых работы «Doping Pong» посылались в редакции. По его словам, на одну картину уходила пачка, и то, потому что работа была заархивирована.
Детская любовь к самолетам, 1999 год
Нехороший мальчик. 1997 год
Русский комикс, 1998 год
Вот эта работа датирована 1999 годом.
Редакция ➡️ вот так тема открывается гораздо полнее 😊 для того, что бы в кОментах под следующими интервью наблюдалась более активная жизнедеятельность, то имеет смысл (в конце) накинуть ссылочки на доп.материалы, картинки и тексты, таким образом - школолО с тремя килоба́йтами вместимости мозга - кому и в СМСке "многа бУкаф" - не будут мучиться, а кому интересны авторы темы блога - жма́кнут на сСЫль. 🎇
____________________________________________________
графика авторов - и для 2000ных, и (местами) для "сегодня" - NORM 😊🥃✨
Спасибо, в следующих материалах обязательно учтем и будем полнее раскрывать творческую сторону иллюстраторов!
Коллегам и начинающим авторам ➡️ обратите внимание на вёрстку, и дизайн страниц журнала Птюч, и никогда так не делайте (это называется - "вырвигла́з"...) в тех са́мых времена́х рубежа 2000ных - дизайнЁр с такими шыдеврами - получал пЕндель и с треском вылетал с работы (иначе студия не вы́живет в реалиях нашего сурового времени)...
__________________________________________________ 😎 [!]- студия, где я тогда работал на Z€ π€ (а пото́м - дистанционно) - успешно функционирует до сих пор и расценки с их предложениями в адрес сотрудников, чей "кейс результатов" проверен временем - радуют меня своей "мясИстостью"