Интервью с Андреем Мерянином. Часть 3. Славяне
Ты называешь современных родноверов «неославянскими», пишешь про «опопсение» родноверия и что ты «не видишь глубин» в нём - почему?
Сначала о терминах. Славянами называют группу народов, принадлежащих к славянской культурно-языковой группе. Несмотря на это, славяне – это разные народы, с разной исторической судьбой, своими яркими культурами основой которых является восточное и западное христианство, а также ислам. Для некоторых славянских народов их религиозная идентичность гораздо важнее их славянского происхождения, например, для босняков, помаков и поляков.
Перейдем к Неославянам. Неославянизм — различные неформальные направления неоязычества, существующие в среде современных славянских народов. Приставка нео — (новый) означает возрождение / реконструкцию дохристианских славянских традиций. Важный момент, это возражение прерванных традиций, не считая этнографического, деревенского бытового язычества. К шаманизму автохтонов Сибири, или традиционным верам финно-угорских и тюркских народов Поволжья, являющимся непрерывными традициями, приставка «нео-» не применима.
Славянское «родноверие» это неоязыческий конструкт в той же самой мере, как и «неомерянский шаманизм».
Касательно «опопсения» и «отсутствия глубин». Мне лично близок прибалтийский подход к ревитализации дохристианского наследия. У прибалтов, особенно латышей, эстонцев, он «племенной», с сильным уклоном в этнографию и реконструкцию, основанную на археологии, письменной истории. Неоязычник — латгал, лив, земгал, мульг, прусс или жамойт это серьезно. Я считаю такой подход правильным, ведь язычество это родоплеменные вера, конгломерат родовых традиций, обрядов. В рамках даже таких маленьких народов как латышский и эстонский язычество имеет свои племенные, региональные отличия и особенности. В этом смысле в славянском (шире балто-славянском) неоязычестве «глубины» нет. Нет ее по причине отсутствия в «родноверии» регионального, племенного измерения. Нет особого, концептуально цельного «вятичского» или «кривичского» неоязычества, в рамках которого скрупулезно изучается этнографическое наследие посткривичских и поствятичских популяций (как у латышей и эстонцев, регионализм почивший в бозе «Твержи» (Тверь) и легкая региональная составляющая в ССО СРВ (Калуга) не в счет), есть «родноверие» в котором мало этнического и много «имперского русского национализма» под соусом неоязычества.
Историческая земля Вятичей.
Веришь ли ты, что славянское язычество возможно достаточно полно восстановить, чтобы получить из этого с одной стороны рабочий, а с другой — в достаточной степени приближенный к историческим реалиям конструкт? В чём проблема — в людях, или в исходном материале?
Отчасти восстановить, возможно. Разумеется, это не будет адекватным продолжением старой прерванной традиции, но рабочей и приближенной к ней неославянскую родную веру сделать можно.
У потомков вятичей это вполне получается, в частности у Казакова. По крайней мере, так было в 2000-ых годах, когда я мог видеть процесс воочию.
Тут мы опять соприкасаемся с моей любимой «теорией субстрата» от которой, как я считаю, надо отталкиваться в подобной реконструкции. Русские везде действительно разные. Это заметно не только по диалектам, этнографии, антропологии, ментальности. Это видно и по движению «неославянского возрождения».
Вот смотри:
- Весь юг России это сборище «ведистов», «инглингов», «медведунов», «ведических казаков».
- Северо-запад болото, где почти нет активизма, либо он тихий и «ламповый».
- Сибирь оплот «инглингов»*, (*запрещены в Р.Ф.), и других, подобных ему, «славяно-арийских» сект.
- Русский север, Верхневолжье, Волго-Вятское междуречье, Пермь, спят, или проявляют незначительную активность.
Единственным регионом с адекватным, ярким, наиболее историчным неославянским движением является Юго-запад ЦФО России — Москва, Калуга, Орел, Тула, Рязань.
Это ареал летописных вятичей.
Храм Огня Сварожича — попытка реконструкция гонтыны, (польск. gontyna, kącina) — языческого храма у славян, с помещениями для ритуальных пиров и хранения священных знамён. Калужская область.
Три действующих славянских храма-реконструкции находятся в Подмосковье, Калуге и Рязани, крупнейшие общинные праздники проходят там же. «Союз славянских общин» (ССО), в рамках которого развивается идентичность современных вятичей был создан в Калуге в начале 90-ых, 2 из 5 сопредседателей «Круга языческой традиции» (КЯТ) родом из Калужской области. КЯТ также участвует в развитии вятичского идента. Ядро активистов, создавших «Велесов круг» из Обнинска, Рязани и Москвы.
Интересно, что в Польше, где неославянское движение так же популярно как в России, похожая картина. Юг (Краков) невменяемый или индифферентный, Север (Поморье) и Запад (Вроцлав) вменяемые.
Вот она, теория субстрата, в действии.
Наиболее адекватны в неославянском движении в России прямые потомки собственно славян. Потомки балто-финно-угров или малоактивны или индифферентны. Обрусевшие потомки южных народов Великой степи, Нижнего Поволжья и Северного Кавказа склонны к сектантству. Так же как этнически смешанное русское население Сибири и Дальнего Востока, у которого никогда не существовало собственной дохристианской традиции, их предки — мигранты, представители самых разных народов, пришли в Сибирь будучи уже христианами.
Важная часть языческого этно идента это прямая связь с землей реальных предков, историческими местами их проживания, обрядовые практики на их исторических святилищах. У неовятичей с этим все хорошо.
Городище вятичей «Ждамирово» (Кордно).
Вот, к примеру, в 2000-ых я несколько раз участвовал в обрядах ССО СРВ на вятичском «Чертовом городище» под Козельском, на городище «Ждамирово». Между прочим, калужское городище «Ждамирово», основанное в VII—XIII веках, исследователи считают крупным княжеским замком, там мог размещаться сам князь вятичского племенного союза (князь князей), т.е. это что-то вроде Вышгорода под Киевом, где жили Великие князья.
Само название деревни, по которой названо это урочище, происходит от славянского имени Ждамир (жданный миром, т.е. обществом). Скорее всего, Ждамир и был первым хозяином этого замка. Вадим Казаков связывает его с летописным вятичским городом «Кордно» упомянутым в «Поучении» Владимира Мономаха за 1099 год. Соприкасаться с реальной историей вятичей было очень круто. Даже мне, как оказалось, не вятичу.
Помню, поднимаешься на валы столицы самых лютых сепаратистов «Древней Руси», самого восточного из славянских племён, которое самым последним вошло в державу Рюриковичей, а потом до XV века «выпало» из этногенеза московитов, оказавшись частью ВКЛ или зависимых от него Верховских княжеств, и ощущаешь особую Связь пространства и времени.
Флаг земли Вятичей используемый в ССО СРВ.
Смогут ли неославяне из ССО СРВ повернуть свои вятичский идент и дискурс в сторону этнокультурного регионализма или нет, покажет время. Ресурсы есть, основа самосознания тоже.
Офтоп.
Кстати, к вопросу о полном восстановлении язычества и более того, создании из него некой единой общенациональной идеологии о которых любят говорить родноверы.
Намедни, со знакомым муромским археологом обсуждали дискуссию «Почему русские уходят в германо-скандинавское язычество?» выложенную на «ФТР». В частности, тезисы: в Скандинавии не было региональных культов, у славян слишком большая этнографическая раздробленность, славянская мифология — суть новодел, а в скандинавском язычестве есть четкая структура и ясное понимание. Все тоже самое можно сказать про «рыхлые», бесформенные наброски «неомерянской» мифологии в сравнении со структурированной неославянской теосферой.
Тут общие ошибки, которые неоязычники, в данном случае одинисты, делают в своих противопоставлениях.
Говорить, что в Скандинавии, которой в принципе, как единого целого до XII века не существовало, не было региональных культов, а были Асы и все им поклонялись — ошибка.
В районе озера Меларен чтили Фрейра, в сельскохозяйственной Швеции — Тора, во Фьордах Норвегии Ньяля, Одина вообще считали трикстером и не очень любили поминать всуе, в ряде сохранившихся мифов он выступает бисексуальным персонажем, трикстером и шаманом, причем с явным влиянием гунских/алтайских практик — про это есть прекрасные монографии. К сожалению, у нас почти не читают научную литературу, да еще и на английском.
У скандинавов царит такая же хтонь, как и у нас на словено-меряно-чудском Севере
Никакой структуры и ясного понимания скандинавского язычества нет. Снорри Стурлусон это такой Александр Асов XIII века, который экстраполирует античные представления на полумифические предания Исландии и континентальной Норвегии, понимая, что нужно выстроить какую-то систему. Но проблема в том, что системы изначально нет, и не подразумевалось.
Античная религиозная традиция создавалась тоже не жрецами, а писателями Гомером и философом Гесиодом. В менее развитых средневековых славянском, финском и скандинавском обществах не сложилось своей традиции рефлексии просто, потому что это было не нужно, потому что это были племенные верования.
Вообще почему у родноверов и неомерян такая взаимная нелюбовь? Вас поносят наравне с инглингами, и активно с ними сравнивают, вы не отстаёте и публикуете подколки в сторону славян. Что за глубинный конфликт, и зачем он?
Мы ни с кем не конфликтуем. Лично я продолжаю периодически общаться с старыми славянскими соратниками, вот, например, до начала пандемии заходил в лавку к Велеславу Черкасову, мило побеседовали, он мне рассказал про свои путешествия на земли западных славян, на Рюген и в Мекленбург. Нашел в лавке книгу Богумила «Магия мертвой головы» с обложкой своего авторства, пустячок, а приятно. Да, «неомерянство» действительно не нравится многим «родноверам», вероятно потому, что мерянская концепция отказывает славянам в роли одной исключительной основы нашего великорусского этноса. И вообще разрушает исторический миф о «массовой славянской колонизации» Северо-Восточной Руси (Залесья).
Ты периодически публикуешь (и на Пантеоне в том числе) небольшие заметки, в которых говорится, что то, что «неославяне» считают своим, родным, славянским — на самом деле является своим, родным, но мерянским. Ты ведь отдаёшь себе отчёт в том, что это их немного расстраивает?
Не правильная формулировка. В них ничего не говорится про «неославян». В статьях рассматриваются субстратные, мерянские версии происхождения верхневолжских мифов, топонимики, диалектных слов, историй, глубинных смыслов. Вот, в частности, готовлю для Пантеона заметку про верхневолжскую языческую топонимику, связанную с древнерусскими курганными могильниками. В ней речь пойдет про этнографический мотив, распространенный в Ярославской, Ивановской областях связанный с «великанами». Великаны-то, наши, мерянские!))
Мерянские версии немного расстраивают? Ничего, пусть все привыкают.
Как ты относишься к панславизму? Не в плане религии, а вообще.
К славистике, науке, изучающей культуру славянских народов, отношусь с интересом. Я всегда интересовался историей и культурой славянских народов, в частности балканских, славянской субстратной историей Восточной Германии, историей балтийских славян. Много раз бывал в Болгарии, очень люблю болгарскую культуру, язык, кухню, уже 30 лет общаюсь с болгарскими друзьями.
Панславянские цвета, принятые в 1848 году на Славянском конгрессе в Праге.
Со славистикой постоянно соприкасаюсь в своих изысканиях по Верхневолжью, Русскому Северу. Мерянское и чудское постоянно идут рука об руку со славянским. Это основы нашего Севера.
К «панславизму» как политической идеологии я отношусь скептически. Не стоит забывать, что панславизм изначально возник не в России, а в центре Европы у чехов, словаков, хорват и связан с антигерманским национализмом славянских народов, находившихся под Австрийским (позднее под Австро-Венгерским) владычеством и стремившихся к своей национальной независимости.
Это их политическая идеология, возникшая в рамках их борьбы с Габсбургами. Не понятно причем тут Россия и великороссы.
Подкинули чехи со словаками элите Империи Романовых заражённый экзешник. Закинули trojan. И началось: появилась панславянская идея объединения славян под властью Империи Романовых, российские славянофилы в 1840—1850-х годах выступили с идеей противопоставления «славянского православного мира» с Россией во главе — «больной и безверной Европе». Поражение в Крымской войне 1853—1856 годов, Польское освободительное восстание 1863—1864 годов вылились в проведение Славянского съезда 1867 года в Москве и деятельности «славянских комитетов». Наибольшего апогея политический панславизм достиг в 1870-х годах, когда дело дошло до реальных внешнеполитических действий (Русско-турецкая война 1877—1878 годов).
Полмиллиона великорусских крестьян сложили головы в бесконечно чужих им имперских походах по освобождению сербов и болгар в XIX веке. 1,7 миллиона великороссов и родственных им народов Империи погибли в огне Первой Мировой войны развязанной великосербскими националистами. В ходе Гражданской войны (последовавшей после поражения России в Мировой войне и распада Империи) мы потеряли от 8 до 13 миллионов человек. Все это прямые следствия заигрывания Романовых-Готторпов с панславизмом.
Исход белой армии из Крыма в 1920 год.
Одним из результатов Мировой войны стал распад и ликвидация Австро-Венгерской Империи. В октябре 1918 года произошло вооруженное восстание в Будапеште, а в ноябре Чехословакия объявила независимость.
В 1918 году в Европе появились славянские национальные государства, в частности, было создано Королевство сербов, хорватов и словенцев, также известное как Югославия. Панславизм выполнил свое историческое предназначение. Единственной проигравшей оказалась Россия, в итоге, за 45 лет потерявшая в этой вселенской славянской затее от 10,2 до 15,2 миллионов человек.
В довершении темы прекрасная цитата из «Дневника писателя» Достоевского. «Не будет у России таких ненавистников, завистников, клеветников и врагов, как все эти славянские племена, чуть только их Россия освободит». Что мы сейчас и видим. Славянское братство оформилось и прекрасно себя чувствует в рамках агрессивного русофобского блока НАТО.
Панславянская идея объединения славян под властью Москвы мертва. Только здоровая великорусская Традиция (великорусские Традиции), обращение к реальным, автохтонным основам русского мира, спасут нас. Забудьте про «панславизм».
Какую книгу ты бы порекомендовал прочитать родноверам и почему?
Абстрактным родноверам, вот так даже и не знаю, что посоветовать. Жителям нашего Верхневолжского региона, интересующимся историей и культурой своего этноса, советую читать больше академической литературы по истории и археологии Северо-Восточной Руси, хорошую краеведческую литературу, изучать корни своей собственной семьи (кто, откуда, где).
Одной книгой не обойтись, дам целый список: «Археология севернорусской деревни X-XIII веков», в 3 томах. Монографии археолога Е.А.Рябинина «Костромское Поволжье в эпоху средневековья», «Финно-угорские племена в составе Древней Руси: К истории славяно-финских этнокультурных связей». «Этническая история Волго-Окского междуречья» этнолога Е.И. Горюновой. «Прошлое марийского народа в его эпосе», книга замечательного марийского этнографа и мифолога В.А.Акцорина, в которой рассказывается о субстратной истории и мифологии Волго-Окского междуречья. «Боги Лесного Заволжья» нижегородского этнографа Н.В. Морохина, книгу, повествующую про архаичные верования севера Нижегородских и Костромских земель.
И наконец, две книги — два краеугольных камня понимания сути русской истории: «Имперский опыт России», труд известного филолога и историка, профессора Кембриджского университета Александра Эткинда рассказывающий о том, как Российская Империя осваивала собственные земли, колонизуя многие народы, включая и самих великороссов. Эткинд подробно говорит о границах применения западных понятий колониализма и ориентализма к русской культуре, о формировании языка самоколонизации у российских историков, о крепостном праве и крестьянской общине как колониальных институтах. «Славянский разлом. Украинско-польское иго в России» А.В. Пыжикова, в ней Александр Владимирович с беспощадной ясностью показывает, по какой причине вся отечественная история изложена исключительно с прозападных, проукраинских и пропольских позиций.
Ну и, конечно же «Исследования по мерянскому языку» академика Ореста Ткаченко и «Субстратную топонимию Русского Севера» академика А. К. Матвеева в 3 томах.
Ты ощущаешь новое язычество в России как что-то единое?
Язычество как мировоззрение, в целом, ощущаю, как единое измерение, теосферу, но в частностях, в своих региональных измерениях, язычество — это калейдоскоп. Чуть встряхнешь зеркальные стеклышки, изменишь точку зрения в пространстве, и картина изменяется.
В точности как у русского баснописца XIX века А. Измайлова:
«Смотрю — и что же в моих глазах?
В фигурах разных и звёздах
Сапфиры, яхонты, топазы,
И изумруды и алмазы,
И аметисты и жемчуг,
И перламутр – все вижу вдруг!
Лишь сделаю рукой движенье –
И новое в глазах явленье!»
Главное, не забывать, что язычество это племенные, родовые верования, в нем много измерений, много места для региональной рефлексии. Рефлексируйте!
Рассвет. 2015 год.
Если бы у неославян появилась «глубина», ты бы вернулся на этот путь? Вообще, всё-таки дело в людях или в известных данных?
Нет, не вернулся бы. Дело не в людях и не в известных или неизвестных данных.
Дело во мне, в тех изменениях, которые произошли со мной за последние 10 лет. Я мерянский великоросс. Все эти 10 лет я не перестаю открывать для себя все новые глубины, связанные с мерей, в археологии, мифологии, письменной истории, сакральной географии и особенно в языковом субстрате, который является центральной точкой «сборки». Из этого источника можно черпать бесконечно долго. Интервью, которое ты у меня берешь, мой рассказ — это своеобразное подведение итогов десятилетней работы. Намедни, отвечая на твой вопрос про «мерянское язычество» поймал себя на мысли, что пора написать книгу про мерянскую мифологию, про то, какой она могла быть у летописной мери. 2010-ые прошли под «знаком» ревитализации мерянского языка, основы мерянского идента, 2020-ые, возможно, станут десятилетием ревитализации мерянской религиозности, поживем, увидим.
Ты недавно (вне интервью) написал, что публиковаться на Пантеоне очень удобно, мог бы развернуть эту мысль?
Да, с недавнего времени присоединился к этой медиа площадке и в целом доволен ее демократичной политикой. В рамках «Пантеона» свое место может найти спикер любого традиционалистского или языческого направления. Рекомендую эту площадку всем «пишущим» и думающим.
Спасибо за беседу, надеюсь, читатели Пантеона почерпнут из нее что-то полезное.
Ёлусь па ёлусь! Цолонда!
Источник: https://pantheon.today/paganka/merja/
Мерянский великоросс? :) Что вот уже даже и не смешно. Серьезно. зачем рассуждать о вещах о которых даже понятия не имеете? Ну, ладно марксистам, нужно было прикрыть цивилизацию, которая не вписывалась в рамки догмата. Вам то зачем повторять их бредни? Ну. занимаетесь историей родного края, так занимайтесь. Читать учитесь, для начала. Символы, руны, родовые знаки. А то воткнули значек, а что это и понятия не имеете.
Ну конечно, мы ведь движимы финно-угорскими архетипами.)
Вот карта из свежего подкаста Михаила Родина "Родина слонов" посвященного древней истории финно-угорских народов, финно-угорского праязыка и уральской языковой семьи о которых рассказывает Владимир Напольских - российский этнолог, этнограф, этноисторик, лингвист, один из крупнейших финноугроведов Европы. Член-корреспондент РАН, доктор исторических наук.
Карта показывает, что великороссы (в рамках своего изначального ядра) образовались на финно-угорском субстрате (меря, мещёра, мурома), также как северные великороссы (чудь, весь, меря) и южные великороссы (мокша, эрзя). Суперстратом в этногенезе нашего народа выступили балто-славяне (в зависимости от региона - словене, кривичи, вятичи, галинды). В этом наше своеобразие, великороссов северо-восточных и северных.
Вот я мерянский великоросс, а кто-то словенский) Россия большая и сложная страна, и люди у нас не единообразные.
Позвольте поинтересоваться, а как это все связанно с тематикой сайта — с иллюстрациями?
Никак. Вот и весь сказ)
Безобидные этнографические фантазии часто приводят к разобщению народа и последующим этническим чисткам. Нет ли тут умысла?
))) Вы полностью повторили слова беспокойного Игумена Уткина...который узрел в этом происки жидомасонов и рептилоидов желающих уничтожить Русь-матушку.
Ув Александр ...мы же с вами ужо обсуждали все это в отдельном топике..
Так да.Только вот с того времени, нашли еще один мерянский след. Увы, меряны не финны и не угры. Но речь то не об этом. Хочется вам играть в индейцев, да ради бога, я только рад за вас. Играйте, на здоровье. :) Только вот данный топик игра не в индейцев, а в политику. И кому это нужно? Есть ваш маленький междусобойчик, зачем в основную то ленту размещать PR-акцию, скажем так, непонятного толка. У вас есть отдельные ресурсы ими и пользуйтесь. Я так считаю.
Родновер маразматик. Если уж говорить о русских, то это уже не славяне в понимании вот таких вот нациков. Русские, это суперэтнос, то есть сложный. И славяне , и финоугры, и балты, и тюрки, и евреи и т.д. Модераторы, зачем здесь этот политический бред?
бред заигравшихся мальчиков вся эта писанина
ну да ладно - свобода
но зачем здесь?
и почему висит до сих пор?
Если посмотреть хотя бы на праздники, которые устраивают все эти новоиспечённые язычники... кто хочет- нагуглит.. - да ну нафиг))) Зачем это вообще нашему обществу?? Для ещё бОльшего развращения и разобщения на национальной почве.. Мало же уже существующих религиозных течений - надо ещё добавить.. - всё верно, политика