для Кати Кот - неразбериха с авторством
По моему тут все предельно ясно.
Если Вы работаете с хорошо знакомыми людьми, ситуация описываемая Вами возможна. Но все же у Вас рабочие отношения, а не личные. И ссылки на авторов, тоже незнакомых — это не может служить хорошей рекомендацией.
Отношения между Вами и издательством должны быть юридически оформлены — это однозначно. Это вызывает доверительные отношения. Вашего портфолио должно быть достаточно для доказательства Вашего профессионализма.
Таким образом:
1. Договор, тех задание
2. Предоплата
3. Эскизы, в четко оговоренном в договоре кол-ве, не приспособленные к публикованию
4. Доработка, в четко оговоренных масштабах (не до бесконечности, а к примеру 1–3 вариантов на каждую тему + 1–3 доработки выбранного варианта с четко поставленной задачей)
5. Оплата
6. Отдача всех окончательных иллюстраций в виде, предусмотренных договором.
7. + в договоре четко пописывается авторство на выпущенном издании и кол-во переизданий книги, тираж, сроки.
Если всего этого нет — даже не задумывайтесь на счет работы с этим «издательством». Четко простроенные отношения залог Вашего спокойствия и вдохновения! А все ля-ля со стороны работодателя говорят о его безграмотности и нечистоплотности. Как говорится, если человеку дать шанс — он им воспользуется. Тогда чего тут думать?!
Успехов и твердости духа!
С уважением к сообществу, Ольга.
*
*
*
15:39 НУ Я ОЧЕНЬ РАДА, ЧТО ОПЯТЬ ПОМОГЛА! :)
А ДОГОВОР ЛУЧШЕ ПОКАЗАТЬ ЮРИСТАМ, И ВЫСКАЗАТЬ ВАШИ ПОЖЕЛАНИЯ. ОНИ ЛУЧШЕ ВИДЯТ И ПОНИМАЮТ В ТЕКСТЕ ТАКИЕ ВЕЩИ.
Ольга.спасибо большое за чёткую схему. Я обязательно ею воспользуюсь-распечатаю себе как памятку. Вы видите этот процесс изнутри-я же пока с ним не знакома. Ещё раз спасибо
Подписываюсь под каждым словом!
У меня в организации около двухсот художников, при приеме в Союз всем говорим что имеется юридический отдел который готов помочь Вам в спорных вопросах, только заключайте договора…
И я себе распечатаю. Большое спасибо!
так и есть! спасибо!
Хорошо бы выложить в этом блоге договор, и вместе с сообществом отредактировать его так чтоб он устраивал и иллюстраторов и издательство, чтоб спорных вопросов было как можно меньше. Проговорить где можно натолкнуться на подводные камушки….
Борис, абсолютно согласна с Вами. Готова выложить свой договор(если никто это не сделает раньше меня) по получении его для того, чтобы вместе с сообществом отредактировать его. Пусть даже в качестве некого шаблон, от которого можно отталкиваться и править в зависимости от ситуации. Хорошая конструктивная идея.
спасибо, полезная информация. сейчас вот эскизы до бесконечности переделывал- упустил в договоре точное их количество оговорить(учту на будущее!
А что делать, если представитель издательства говорит, вот мы вам заплатим такую-то сумму по договору, но если Вы физическое лицо, а не ИП, то мы должны будем забрать часть суммы — оплатить налоговый сбор 13 процентов, пенсионный 26 и ОМС — они поступают правомерно?
Работодатель должен все это перечислять и в таких вот объемах?
Они мне сказали: давайте поделим налоговую нагрузку. Дак нужна я им или не нужна?))
Вас разводят:)))
Теоретически никто не мешает им предлагать такие варианты, но в России это не принято. Так драть с творческого человека. Обычно эти проблемы решает заказчик. В договоре указывается ваш гонорар + сверху сумма налога. В договор входит окончательная сумма. Вы получаете что вам причитается -остальное проблемы заказчиков.
Правильный заказчик даже опускаться до таких вещей не будет. И такие вопросы никогда не поднимет. Такой расклад по умолчанию так сказать.
Он налоги платит сам.
По поводу пунктов договора все правильно. Добавить хочу лишь по поводу кол-ва вариантов.
Посмотрев портфолио заказчик примерно видит, что он получит на выходе. Если согласен то —
1, 2 пункты. 3 пункт — показываю эскизы в карандаше (рисую руками). Заказчик утверждает их или вносит правки. В договоре (1 пункт) указываю, что если после утверждения эскизов (3 пункт) на каком-то последующем этапе заказчик захочет другой вариант, то сделанный вариант остается у меня (на мое усмотрение), а заказчик оплачивает его (30% от стоимости одного рисунка), а новый вариант оплачивает полностью.
Такая простая мера страхует художника от бесконечных переделок и дисциплинирует заказчика.
Далее все по той же схеме.
полезная поправка, спасибо, я тоже прислушаюсь)
«Налоговая нагрузка» с 5 тысяч рублей — Зимбабве какое-то! Африка! Катя, вы этого заказчика часом не на Привозе нашли?
Майк, ну право-я устала уже от этой темы. Меня не беспокоит сколько там тысяч рублей-говорю об этом в который раз-меня беспокоит результат. Результатом для меня является книга:) Забудьте о гонораре. Считайте, что я делаю это просто бесплатно.
«Забудьте о гонораре» — хороший слоган для сайта иллюстраторс.ру
Да, слоган хорош)
Катя Кот, вы говорили, что если пришлют договор, то выложите его здесь. Очень хотелось бы посмотреть. А то у меня тоже схожая ситуация, обещают прислать договор, и хотелось бы знать, что сразу оговаривать.
Одна голова хорошо, а несколько сотен лучше:)
Елена, посмотрите в личку. В принципе, пример типового авторского договора можно найти в интернете))) удачи
внимание!))ДОГОВОР ПОЛУЧИЛА ЧАС НАЗАД-до сих пор прихожу в себя. Внимательно вникаю-на данный момент поняла одно-кажется мои иллюстрации мне проще доделать «в стол» ,чем вот так подарить дядьке. Выкладываю всё как есть. Заранее готова к массовым издевательствам «опытных» :)
1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА
1.1. Автор обязуется разработать и создать персонажей, соответствующих характеристикам, указанным в п. 1.2. договора и обложки для ______________ с использованием созданных персонажей (далее — «Произведение»), и передать Заказчику исключительные права на Произведение, а Заказчик за создание Произведения и отчуждение исключительных прав на него обязуется уплатить Автору вознаграждение.
1.2. Характеристики Произведения:
— уникальные персонажи — «____________»
— с использованием созданных Автором «_________» создать 16 (шестнадцать) уникальных рисунков смешанной техники в соответствии с предоставленным тематическим планом (Приложение № 1 к договору), и передать по электронной почте на адрес: _______.
2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН
2.1. Автор обязуется создать Произведение в течение 30 (тридцати) календарных дней с момента подписания настоящего договора.
2.2. Автор обязуется создать Произведение своими силами и средствами.
2.3. Первоначальный предварительный вариант Произведения передается Заказчику на рассмотрение в виде электронного оригинал-макета.
Заказчик обязуется рассмотреть представленный предварительный вариант Произведения в течение 3 (трех) рабочих дней и известить Автора либо об одобрении работы, либо о необходимости внесения поправок и доработок с указанием требуемых исправлений.
При получении указания Заказчика о внесении поправок и доработок Автор обязуется в согласованные сроки внести требуемые исправления и повторно представить Произведение Заказчику на согласование.
При получении одобрения Заказчика стороны составляют акт приемки-передачи Произведения. С момента подписания сторонами указанного акта права на Произведение, указанные в п. 2.4 настоящего договора, считаются переданными Заказчику.
2.4. Автор передает (отчуждает) Заказчику все известные на момент заключения настоящего договора исключительные имущественные права на использование
Произведения, для использования его любым способом и в любой форме, включая перечисленные в ст. 1270 ГК РФ, в том числе права:
— воспроизводить произведение (право на воспроизведение);
— распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и так далее (право на распространение);
— импортировать экземпляры произведения в целях распространения (право на импорт);
— публично показывать произведение (право на публичный показ); публично исполнять произведение (право на публичное исполнение;
— сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир);
— переводить произведение (право на перевод);
— переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на переработку);
— сообщать произведение таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к нему в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору (право на доведение до всеобщего сведения);
— уступать с соблюдением настоящего договора все или часть полученных по настоящему договору прав (осуществлять их дальнейшую передачу) третьим лицам;
— иные права, предусмотренные действующим законодательством РФ.
На основании настоящего договора Заказчик имеет право запрещать любое использование Произведения другим лицам.
2.5. Указанные в п. 2.4 настоящего договора права передаются на срок действия исключительного права на создаваемое Произведение в соответствии с законодательством РФ и используются Заказчиком без каких-либо ограничений.
2.6. Действие передаваемых исключительных прав не ограничивается территориальными пределами.
2.7. Автор не сохраняет за собой право использовать Произведение самостоятельно или предоставлять аналогичные права и какие-либо иные права на него, его использование третьим лицам.
2.8. За создание Произведения и передачу исключительных прав на него Заказчик выплачивает Автору вознаграждение в твердой сумме.
2.9. Вознаграждение в твердой сумме составляет ___________ (_________) рублей, НДС не облагается, и выплачивается в течение 3 (трех) рабочих дней с даты принятия Заказчиком окончательного варианта Произведения и подписания Сторонами соответствующего акта приемки-передачи Произведения.
3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН
3.1. Сторона, не исполнившая или ненадлежащим образом исполнившая обязательства по настоящему договору, обязана возместить другой стороне причиненные таким неисполнением убытки.
3.2. В случае нарушения договора сторона, чье право нарушено, вправе также потребовать признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и прекращения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
3.3. В случаях, не предусмотренных договором, имущественная ответственность определяется в соответствии с действующим законодательством РФ.
4. КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ
4.1. Условия настоящего договора и заданий конфиденциальны и не подлежат разглашению.
5. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ
5.1. Все споры и разногласия, которые могут возникнуть между сторонами по вопросам, не нашедшим своего разрешения в тексте данного договора, будут разрешаться путем переговоров на основе действующего законодательства.
5.2. При неурегулировании в процессе переговоров спорных вопросов споры разрешаются в суде в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
6. СРОК ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА
6.1. Настоящий договор вступает в силу с момента подписания и действует в течение срока, указанного в п. 2.5. настоящего договора.
7. РАСТОРЖЕНИЕ ДОГОВОРА
7.1. Стороны вправе досрочно расторгнуть договор по письменному соглашению.
7.2. Заказчик вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке в случае, если Автор не сдаст Произведение в обусловленные настоящим договором сроки.
При расторжении договора по указанному основанию Автор обязан возвратить всю сумму вознаграждения, полученную по договору.
8. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
8.1. Во всем остальном, что не предусмотрено настоящим договором, стороны руководствуются действующим законодательством Российской Федерации.
8.2. Любые изменения и дополнения к настоящему договору действительны при условии, если они совершены в письменной форме и подписаны сторонами или надлежаще уполномоченными на то представителями сторон.
8.3. Все уведомления и сообщения должны направляться сторонами договора друг другу в письменной форме.
8.4. Договор составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, один из которых находится у Автора, второй — у Заказчика.
так вот я бы оговаривала в первую очередь вопрос отчуждения исключительных прав, и во вторую-кол-во иллюстраций. Но это в моём случае. В вашем-известно только Вам:)
как бы для меня очевидно одно-не хочется мне исключительные права передавать на тучу иллюстраций за 5000 рубасов).Главный финт ещё в том, что я решила упростить задачу и иллюстраций сделать не 16, а 8-то есть сразу одна картинка на разворот. То есть на две страницы одна картинка-чтоб понятнее, если что. Но в договоре указывается ясно, что картинок должно быть 16…Сижу и думаю-продолжать борьбу с издателем или просто отказаться от работы.
Вот вам и Акт приёмки заодно.
АКТсдачи-приемки
______________________________________, именуемая в дальнейшем «Автор», с другой стороны, а вместе именуемые «Стороны», в соответствии с законодательством Российской Федерации подписали настоящий акт о нижеследующем:
1. Автор выполнил работы по разработке и созданию персонажей, соответствующих характеристикам, указанным в п. 1.2. Договора и обложки для ___________________, с использованием созданных персонажей (далее — «Произведение»), и передал Заказчику исключительные права на Произведение, а Заказчик за созданное Произведения и отчуждение исключительных прав на него выплатил Автору вознаграждение.
2. Работы по Договору выполнены в срок, с надлежащим качеством и соответствует техническому заданию. Стороны претензий друг к другу не имеют.
3. Стоимость выполненных Автором работ составляет ______ (___________) рублей 00 копеек, НДС не облагается.
4. Настоящий Акт составлен в 2 (двух) экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, один из которых находится у Автора, второй — у Заказчика.
ПОДПИСИ СТОРОН
кто бы расшифровал мне фразу «отчуждение исключительных прав»
и ещё
2.5. Указанные в п. 2.4 настоящего договора права передаются на срок действия исключительного права на создаваемое Произведение в соответствии с законодательством РФ и используются Заказчиком без каких-либо ограничений.
?сколько этот «срок» длится?
В отношении количества картинок, вы совершенно правы. Нужно оговаривать все точно, иначе у них будут все основания говорить, что работа не выполнена в полном оъеме, со всеми вытекающими. Сам договор скорее для артистов составлялся, выставлять произведение изобразительного искусства, это неотчуждаемое право. Нет ни слова о репродуцировании. Разработка персонажей, это отдельная работа, отдельные деньги. Право на персонажа можно тоже отдельно оговаривать. Про конфедициальность не понятно. Что и к юристу за консультацией сходить нельзя?
Нужна очень хорошая финансовая замануха, чтобы согласиться с такими условиями. (имхо)
4. КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ — этот пункт обычно всегда присутствует в Авторском договоре. Как надпись «не прислоняться» в общественном транспорте)))
Майк, я вижу смысл обратиться к юристу в случае, когда гонорар составляет как минимум сумму в 10 раз превышающую гонорар юриста:)Если же от 157 баксов мне сначала нужно 40 отдать юристу, а потом ещё 12 -налоги, то это смешно. В моём частном случае проще попытаться разобраться силами активных в блоге иллюстраторов. За что им огромное спасибо.
Майк, я подумала, вы меня к юристу послали))Но я ошиблась:)
В договоре должно быть указано 8 иллюстраций (если это развороты), а не 16 илл. то же должно быть указано в акте приёмке.
Ольга, Алексей, спасибо, что поддерживаете. Я вот тоже, почему то, о кол-ве подумала…что-то не то тут.
Ольга, а что Вы посоветует с исключительными правами-передавать их и забыть как страшный сон или не стОит? Я, может, и не создам второго Чебурашку, но как вести себя правильней в моих личных интересах в этом случае? Благодарю заранее.
Хотела добавить в договоре должен быть пункт: Каждый экземпляр должен содержать информацию о авторе, имя и фамилию (например, художник Михаил Петров).
Ольга Дроздова
а что, если в договоре есть пункт:
право любым образом использовать Произведение без указания имени Автора, а также под фирменным наименованием Заказчика, товарным знаком Заказчика.
без указания имени Автора… Конечно, я не требую, чтобы имя указывалось, если это не книга…но они вправе требовать этого?
Не означает ли это отказ от авторства? чтоб художник потом и пикнуть не смел, что это он нарисовал.
а ещё они хотят себе
право на воспроизведение Произведения (дублирование, копирование, тиражирование или иное размножение, т. е. неоднократное придание Произведению объективной формы, допускающей его функциональное использование) без ограничения количества экземпляров Произведения в любой форме, на любой территории.
это дело обычное? Речь идет не о книгах, а скорее об открытках
Начну с конца вопроса…
в реальности нынешней понятие без ограничения тиража — это реальность, пусть противная, но уследить за этим сложно. Увы(((
Понятие на любой территории — зависит от предложенной величины гонорара….. но реальность такова, что художники соглашаются.
Понятие «в любой форме» — это как? То есть, кроме печатной книги хотят ещё и электронную версию книги сделать или мультик… то это за отдельные деньги и должен быть отдельный договор с отдельной суммой гонорара.
А вот требовать от Вас отказа в рамках договора — это сильно! Я аж даже задохнулась от нахальства данного заказчика! Крепостное право отменили в 1860(вроде) году…. а тут ещё имеют наглость требовать — ну это сильно! Пусть указывают Вашу фамилию и название своей торговой марки… какие проблемы? или это очередная редакторско-издательская группа, о которых я говорила раньше?
Если хотят издать ещё открытки, то должны указать это в договоре и заплатить другие деньги. В договоре должны быть чётко указаны все способы использования Ваших рисунков(на которые Вы согласны), и никакой резины, только конкретика.
Ещё раз повторяю, что прибыль издателей такая, нам, господа иллюстраторы, и не снилась…. и ездят они на очень приличных машинах. Так о чём речь? о наших нищенских гонорарах, которые и гонораром не назовёшь….курам на смех…о чём мы говорим? о 5 или 6 тысячах за разворот? Да… большие деньги!
Давайте посчитаем….
Цена оформления новогоднего подарка колеблется от 35 до 40 тысяч рублей за проект… Минимальная цена жестяного чемоданчика 80 руб., максимум 230 руб. за единицу без конфет. Тираж (первый минимальный) 10 тысяч. Значит затраты на художника от 3,5 руб до 4 рублей на одну упаковку. Следующий тираж — бесплатный. Кто сожрал все остальные деньги?
Пазлы… цена за рисунок от 6 до 17 тысяч руб…. цена в торговле такая же как и за единицу упаковки… С повторных тиражей художникам не платят… Кто сжирает все деньги?
а ещё и отказаться от авторства… ну это сильно… я не хочу жить в такой стране!
Ольга