Детские рисунки 06. Изостудия: насекомые, пауки и их родичи

Main 04

После некоторого перерыва продолжаю свой скромный рассказ о детских годах и занятиях в изостудии ДТЮ им. В.П, Чкалова.

Помимо солдатиков, к которым в детстве я испытывал огромный интерес, как и к военной форме и оружию совершенно разных периодов (как и все мальчишки, наверное), еще одним моим увлечением и страстью были насекомые.

Читать, подробно знакомиться и рисовать мир насекомых и их соседей пауков я начал довольно рано - в третьем классе школы. Надо сказать, что в это время мы с мамой много общались с прихожанами, воскресной школой и иконописной мастерской храма Александра Невского. Духовным лидером этого небольшого сообщества был Отец Валентин. Надо сказать, что при всем моем далеко не положительном отношении в настоящее время к религии и церкви, не могу ничего плохого сказать об этом человеке, скорее наоборот. Если говорить об образцах священнослужителей, то я бы поставил его среди первых. Мы часто были вместе с другими прихожанами у них в гостях, на различных встречах, а летом ездили в небольшую летнюю поездку на Мочальный остров. В это путешествие я отрпавился один, без мамы, на целый день. И хотя чувствовал себя немного неловко и как обычно сильно обгорел на солнце, в целом день прошел хорошо. Вот несколько фотографий как раз отражающих названные события:

Мы с мамой слева, в центре внизу - отец Валентин с детьми.

А вот фотография с поездки на остров:

Здесь я справа от шашлыков, которые, кстати, вроде бы и не попробовал, или совершенно не помню этого.

Казалось бы, какое это все имеет отношение к моим рисункам насекомых, кроме яркой иллюстрации самой эпохи и обстановки для экспозиции? А самое непосредственное. Ведь по совету своего педагога изостудии, Инны Степановны Соловьевой, я тщательно собирал любую информацию о так интересовавших меня насекомых.

Как все помнят, всемогущих Интернетов тогда не было, да и с книгами был некоторый дефицит (не все и не везде можно было найти, а если и можно было, то не всегда были на это средства, на дворе был последефолтный 99-й год). Конечно, мама всегда старалась подарить мне на очередной праздник яркую и информативную книгу с фотографиями (реже - рисунками) моимх любимых букашек (да-да, я тот человек, которому на парздники дарили не деньги или игрушки, а книги), но это было уже немного позднее. Поэтому в третьем классе у меня была отдельная тетрадь, а впоследствии - папка, с материалами обо всех насекомых, что мне в то время удалось найти. Эти рисунки сохранились, и самые успешные мы с вами сейчас увидим.

Трубковертов или, как их называют в народе, слоников, довольно часто можно встретить и узнать по форме носика, однако далеко не все из них имеют красивую окраску (как на рисунке, где цвет скорее схож с блестящим панцирем июньского жука). Откровенно говоря, не помню , какая книга или издания послужили источником для моих записей...

Некоторых насекомых из своей тетради я даже видел своими глазами. Ну, или мне казалось в детстве, что я их видел...

Как например этот случай со слюнявицей. Следы, похожие на слюну я действительно находил (нет, не человеческого происхождения, разумеется). Однако того, что это было именно это насекомое, доказательств у меня нет, ведь саму неведому зверюшку я, разумеется, не видел. Кажется, они водятся в гораздо более теплых краях, чем наша Нижегородская область. Однако после нахождения очередных следов на стеблях я свято верил, что это была именно она.

Довольно хрестоматийная история про жуткую осу, к которой разве что стоит добавить подобные сюжеты о других насекомых - наездниках. Самих наездников трудно не узнать, они довольно широко встречаются, однако увидеть момент их нападения на гусениц мне никогда не удавалось.

Источником для сбора сведений были все книги нашей обширной библиотеки. Конечно же, довольно большое место в ней занимали и бабушкины и дедушкины книги о садоводстве, в частности материалы о вредителях сельского хозяйства. Разумеется, и текстом и своими иллюстрациями данные материалы существенно отличались от других изданий, представляя собой скорее научную литературу. Да и рисунки там были по-настоящему жутковатые. Вот только посмотрите на перенесенный мною в детстве рисунок смородинного почкового клеща, заседающего глубоко в почве. Да, необходимо отметить, что клещи это подкласс членистоногих из класса паукообразных, то есть не являются насекомыми, хотя и их родственники. Однако во многих изданиях их любят смешивать вместе.

С жужелицами, думаю, знакомы все, а кто не знаком - то летом переверните любой долго лежавший на земле кирпич или загляните в подпол - там непременно найдете парочку. Только надо быть внимательным - они очень быстро и резко передвигаются. И к слову занимаются поеданием разних более неприятных гадов, так что не стоит их уничтожать.

Да, забыл сказать, что во время своего пребывания летом на Мочальном острове в небольшом путешествии таскал свою тетрадь всегда с собой и если не зарисовывал недостающих зверей с натуры, то пытался просвящать окружавший меня народ имеющимися сведениями.

Несмотря на то, что рисунок саранчи узнаваемо мой, текст написан явно другой рукой - более аккуратно и красиво. Ег опо моей просьбе выполнила моя двоюродная сестра Мария. С ее современными художествами можете ознакомиться по ссылке: https://vk.com/petportraitnn

Закончив разговор о моей тетради, полной зарисовок и записей о всевозможных мелких гадах, рассмотрим некоторые из работ, которые я делал в стенах изостудии и которые сохранились у меня дома.

Несмотря на некоторе интересные композиционные решения - мне нравится расположение большого жука слева и еще одного под ним, рисунок не был закончен. Возможно, в этом сыградли роль материалы - фломастеры из разных наборов скорее способствовали тому, что работа распадается на части. Хотя в перспективе мог бы получиться относительно неплохой витраж.

А вот довольно неплохая большая графическая работа, на которой довольно много самых разнообразных видов (не зря же я их зарисовывал в своей тетради!). Рассмотрим некоторые наиболее интересные детали:

В центре со сложенными крыльями бабочка медведица. Ниже - стрекоза, а вокруг цветки гладиолусов. В правом верхнем углу - всеми ненавистная бабочка капустница.

Ниже медведицы в центре внизу - всем знакомый зеленый кузнечик. Его с разных сторон окружают маленькие улитки и даже сороконожка.

Справа от негов ыжидающий жертве богомол, позади него спускается мохнатый паук, а выше клоп-солдатик и пчёль.

Вот и сама стрекоза, пролетающая над цветком гладиолуса. В завершении правый верхний угол рисунка:

Долгое время в изостудии висел календарь с бабочками и насекомыми, который я обозначил в качестве заглавной обложки этого поста, он был для меня своего рода символом моей любви к маленькому миру, а спустя какое-то время мой педагог Инна Степановна подарила мне его, и теперь он хранится у меня дома вместе с рисунками.

Помимо аудиторных студийных занятий обучение в изостудии предполагало также выполнение довольно объемного но и не менее интересного домашнего задания на летнее время. И далее предлагаю некоторые из моих самостоятельных рисунков, выполненных летом.

Рисовать тушью и пером я очень любил. Этот рисунок с "бабочкиным множеством" среди некоторых других работ был выставлен на моей первой персональной выставке в школе - в третьем же классе. Моими рисунками тогда был завешен весь классный кабинет. И даже приезжало телевидение, сделав небольшой сюжет на ННТВ (видео  у меня, к сожалению, нет, и я не знаю, как его сейчас отыскать).

Не пренебрегал я также и карандашом, вот некоторые из наиболее удачных рисунков.

А вот перед вами не фантастическое животное, а угадайте кто из мира насекомых:

Правильно! Это одна из многочисленных чудных гусениц, которая для выживания использует вот такую опугивающую маскировку.

Еще несколько зарисовок тушью:

Некоторые из рисунков были гораздо менее реалистичны, зато не менее забавны:

Для тех, кто не знает, жук нарывник получил такое название потому, что выделяет выщество, вызывающее раздражение кожи, если вы попытаетесь его поймать (и тем более сожрать).

Разумеется, источником для некоторых рисунков могли служить книги, как серьезные пособия, фотоальбомы, так и детские издания. Хотя даже в этом случае все равно получалась некоторая интерпретация, нежели полноценное копирования. Например, оригинал мог быть выполнен в цвете, а вот сделанный мною рисунок - тушью:

А для тех, кто не очень разбирается в видах гусениц, - специально для вас следующий ряд зарисовок:

Говоря о гусеницах, нельзя не сказать и о куколках:

Необходимо упомянть, что несмотря на свой неподдельный интерес с животному микромиру, я никогда не стремился стать полноценным энтомологом в смысле собирания коллекции омертвелых животных. Весьма проблематично в детстве сделать было морилку, да и, откровенно говоря, жаль насекомых. И здесь мне очень помогала изостудия - потому что можно было весьма безобидно всех этих зверей - как откровенно неизвестных и кажущихся фантастическими, так и вполне обыденных и встречающихся на каждом огороде - просто рисовать.

Каждым летом мы обязательно с мамой читали книги Джеральда Даррелла, что тоже очень помогало и даже стало семейной традицией.

Рассмотрим некоторые из более-менее живописных работ, тоже выполненных летом:

Кто-то скажет, но ведь этот, выполненный гуашью богомол практически сливается с окружающей его листвой, это явный художественный минус. Но ведь разве не для того, чтобы маскироваться, нужен богомолу его удивительный окрас?

Если кто забыл, то это гусеница махаона с забавным хвостиком (если я путаю, то поправьте меня).

Страшный паук из книг Дж. Даррелла нападает!

Насекомые были не только частыми гостями моих рисунков, но и изображались на бутылках, некоторых из которых до сих пор стоят у нас на столе. Например вот эта пара бутылок с бабочками и пчёлами:

Бабочек, я думаю, вы узнали, их черно-белый вариант уже был выше в карандаше:

Впрочем, о них мы еще будем говорить в следующей беседе.

Выбор шмеля и пчелы в качестве обитателя бутылки был неслучайным - квадратики бутылки из-под джина (об этом свидетельствует надпись "GIN") напомнили мне соты, что и стало причиной.

Вот еще чуть более поздние бутылки с насекомыми:

Правую из бутылок я так и не залачил - из-за очень плохого качества грунтовки...

Впрочем, изображать насекомых на бутылках я продолжил и в более сознательном возрасте, но этому стоит посвятить отдельный разговор.

Да, еще одним свидительством моей любви к миру братьев наших самых меньших может свидетельствовать тот факт, что однажды (точно год и класс не помню, правда), я даже изготовил маскарадный костюм жука, вот такой нарядный и модный:

Закончить свой небольшой материал р детских рисунках насекомых, пауков и других их сородичей я бы хотел рассмотрением двух своих больших работ - одна из них выполнена в графике (тушь, перо, кисть), другая же, наоборот, живописна (акварель, пастель). И если графическая работа так и не была закончена, то вот живописная, наверное, известна некоторым моим коллегам по изостудии и даже принесла мне диплом из далекой Бельгии за участие в их выставке.

Некоторое время (точно не помню) помимо посещения занятий своей группы у Инны Степановны, я также ходил в группу к другому педагогу - чтобы больше времени, разумеется, посвятить рисунку. Помимо Владимира Алексеевича Сергеева, у которого я занимался, хоть и совсем недолго, только в старшей группе, занятия в изостудии вела также и нынешний преподаватель - Любовь Борисовна Куликова.

Некоторое время я занимался вместе с детьми ее группы, в частности когда выполнял рисунок, посвященный противостоянию кузнечика и паука.

Интересно, что сохранился даже один из ранних набросков, на котором совершенно другое композиционное решение, хотя и менее удачное, но с позиций сегодняшнего дня, не менее интересное:

Тут кузнечик прыгает в страхе, в его взгляде удачно передан страх, хотя есть в этом что-то анимешное (хотя первое аниме я увидел не раньше 2002-го, это был "Унесенные призраками" Миядзаки, бесплатный билет в кнотеатр на который мне опять же подарили в изостудии, спасибо Инне Степановне).

А вот для сравнения сохранившийся утвержденный вариант в наброске:

Тут совсем другая ситуация: наивная кузнечиха жует свой лист, пока еще не подозревая, что злой рок в виде кровожадного паука уже нацелил свои лапки. Да-да, тут именно паучиха, обратите внимание на яйцеклад.

К слову, набросок мне чем-то больше нравится, чем вариант на большом листе, есть в нем некоторая лаконичность, что ли.

Сохранившийся неоконченный полноразмерный вариант:

Хотя справедливости ради стоит отметить, что кузнечиха на этом варианте немного лучше - видно, как она смотрит вверх, подозревая атаку коварного паука.

Когда я перестал ходить в группу ко второму педагогу, рисунок, к сожалению, остался неоконченным, хотя и сохранился у меня дома в двух вариантах. Причиной ухода стала моя обидчивость. Рисовал кузнечиху с пауком я действительно долго, излишне сомневаясь и обдумывая разные детали, в результате получил в свой адрес замечание, что "являюсь учеником, всегда приходящим с одной художественной работой". Не знаю, что уж так меня возмутило и обидело, но, как известно, обидеть художника может каждый. Разумеется, со временем эта и все подобные глупые обиды превратились в просто анекдотичные истории, которые сохранила моя память.

Последней большой работой в годы моего обучения в изостудии, посвященной насекомым, стали бабочки, вот они:

Сразу прошу прощения за качество: оригинал до сих пор хзранится в изостудии, мне лишь обещают его вернуть "когда найдут", а дома я располагаю лишь цветной копией, которая с годами потеряла некоторые свои качества.

Рисунок выполнен акварелью, к которой затем была добавлена пастель. Белые и голубые цветочки в траве - уникальная находка моего педагога Инны Степановны, подсказавшей мне такое несомненно удачное решение.

Забавно, что бабочки совершенно разных видов летят навстречу друг другу. В природе это маловероятно. А вот с точки зрения концепта или символики... хмм... В общем, все вы, я думаю, узнали крапивницу и медведицу, стремящихся друг к другу. Название третьей бабочки моя память не сохранила.

Не менее забавно, что на выставке в Бельгии работа была представлена как "Лесной пожар" (хотя, подозреваю, что это просто закат), так как мероприятие было посвящено защите животных.

К сожалению, я не смог найти ни набросков к этому рисунку, ни предыдущих вариантов. Помню лишь, что всерьез стал работать над рисунком после того, как закончил гравюру с бабочками, которой предшествовала небольшая поэтическая серия... Но это уже следующая история.

 

Сomments2
avatar

Это же целая энциклопедия! Здорово всё нарисовано. У вас призвание, Вам надо было стать энтомологом.

12 April 2018, 10:16
avatar
Дмитрий Кирюхин (bagerlock)
Минченко Татьяна
0

Спасибо большое, Татьяна!

Боюсь, что если бы я пытался стать профессионалом в каждой области, которой увлекался, то мне бы не хватило и 9 кошачьих жизней...)

Энтомолога бы из меня точно не вышло - тут надо точные науки знать хорошо, а я их не очень)) К тому же довольно редкая профессия..

18 April 2018, 18:00