Борис Васильевич ЗВОРЫКИН (1872 — 1942)
Русский художник, график-орнаменталист, иконописец, переводчик.
Борис Зворыкин родился 1 (13) октября 1872 года в Москве
в купеческой семье. В 1892–1893 годах он учился в
Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а позже,
возможно, посещал занятия в С.-Петербургской Академии
художеств. Ещё в юности, он увлёкся «русской темой»,
наиболее гармоничное художественное воплощение,
которой было связано с творчеством Елены Поленовой,
Виктора Васнецова и Сергея Малютина. Любовь к русской
старине — истории, легендам и фольклору, декоративно-прикладному
искусству, иконописи и деревянному зодчеству, древней
каллиграфии, орнаментике и книжной миниатюре —
стала тем стержнем, на котором в дальнейшем строилась
творческая судьба Зворыкина. С 1898 года Борис Зворыкин
иллюстрировал и оформлял книги для московских и петербургских
издательств И. Д. Сытина, А. И. Мамонтова, И. Н. Кнебеля,
А. Ф. Маркса и А. А. Левинсона. В 1903 году в московском
издательстве «Товарищество скоропечатни А. А. Левинсона»
вышла с его иллюстрациями и в его же оформлении
двенадцатистраничная книжка «Сказка о золотом петушке»
А. С. Пушкина, ставшая первым опытом художника в области
детской книги.
Стилистически эта работа перекликается с «Василисой Прекрасной»
в оформлении Билибина, изданной годом ранее в Санкт-Петербурге
«Экспедицией заготовления государственных бумаг» и справедливо
считающейся одним из высших билибинских достижений в этом жанре.
Сфера детской книги не заняла прочного места в творчестве
Бориса Зворыкина и, в отличие от Билибина, чьи достижения здесь
в 1900-е годы были весьма впечатляющими, он лишь эпизодически
обращался к иллюстрированию сказок.
Творческие траектории этих двух художников (которые, впрочем,
едва ли были близко знакомы друг с другом) на некоторое
время разошлись. Основной областью приложения сил Зворыкина
в эти годы стала прикладная графика, а также оформление
историко-художественных альбомов, юбилейных и подарочных
книг, настенных и настольных календарей.
Спасибо! +++
Предпоследняя с волком — ну прямо Билибин.
сколько его ни смотрел — клон Билибина)
в некоторых, наспех сделанных, альбомах зворыкинское подписано Билибиным, а билибиновское Зворыкиным. То есть, обычный взгляд их не различает вовсе)).
Да и я путаю.
+++
Нет, их не спутаешь: это совсем разная музыка… У Зворыкина на первом месте декоративный эффект, а у Билибина — состояние. У Зворыкина в лучших вещах — совершенство математического расчета, а у Билибина — живописность, он «левитанистее»), лирик…
да есть отличия, как не быть)), личность-то не нивелируешь совсем, но не всегда эта разница явна, чаще тонка, опять же, на неподготовленный и незаинтересованный (решить ребус) взгляд.
чес слово — большую часть видел раньше и был на 100% уверен, что это всё один и тот же старинА —
БiLLi • БiN
хорошо, что я с тинЭйджерских лет — ни с кем и ни о чём не спорю НА ДЕНЬГИ.
а то вот тут бы и пролятел… храньЦЮзьськой фанЭрой…
Спасибо.
Спасибо!
Действительно двойник раннего Билибина. Спасибо за подборку, пойду ребёнку покажу-пусть образовывается.
Спасибо!
+++